Главная   Новости   Доступ к бесплатным урокам




Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.3. Примерное поурочное планирование (7 класс)


Литература (7–8-е классы)
  1. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика–7. – М.: Просвещение, 1991–1998.
  2. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика–8. – М.: Просвещение, 1991–1998.
  3. Демонстрационные опыты по физике в 6–7 классах средней школы /В. А. Буров и др.; под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974, 1991.
  4. Перышкин А. В., Родина Н. А., Рошовская Х. Д. Преподавание физики в 6–7 классах средней школы / под ред. А. В. Перышкина. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Золотов В. А. Вопросы и задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1971.
  7. Чеботарева А. В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике для 6–7 (7–9) классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993, 1994, 1996–2001.
  9. Кабардин О. Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994, 1999.
  10. «Физика в школе», № 4, 1989.
  11. «Физика в школе», № 6, 1989.

Изучение тем программы по четвертям (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Четверть Примерные сроки Тема программы Количество часов по программе Номер лабораторной работы Количество контрольных работ
I 01.09–07.09
08.09–28.09
29.09–06.11
1. Введение
2. Первоначальные сведения о строении вещества
3. Взаимодействие тел
2
6
10–11
№ 1
№ 2
№ 3–5
II 07.11–29.12 3. Взаимодействие тел (продолжение)
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
6–7 № 5 1
III 11.01–23.03 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (продолжение)
5. Работа и мощность. Энергия
14–15

4–5
№ 7–8 2
IV 01.04–23.05

01.09–23.05
5. Работа и мощность. Энергия
(продолжение)
Экскурсия. Резервное время (повторение материала)
4–5

Во внеурочное время 9–11
№ 10 1

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
УРОК 1/1. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Основное содержание учебного материала. Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе и теле, основных методах физики – наблюдениях и опытах, их различии.
Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. Показ наборов тел и веществ.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 1–3; задания 1, 2.

УРОК 2/2. Физические величины, измерение физических величин.
Основное содержание учебного материала. Понятие о физической величине. Примеры известных учащимся единиц физических величин. Измерительный цилиндр – мензурка (изучается в процессе выполнения лабораторной работы № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» по описанию в учебнике).
Демонстрации. Применение мензурки.
На дом. § 4, 5; определить цену деления мензурки и объем воды в ней по рис. 7 учебника; упр. 1.
Основные знания и умения. Иметь представление о методах физической науки, о способах измерения физических величин; Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

ТЕМА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6ч)

УРОК 3/1. Строение вещества. Молекулы.
Основное содержание учебного материала. Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения веществ из частиц. Представление о размерах молекул.
Демонстрации. Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами). Опыты по рис. 10, 11 учебника. Модели молекул воды из цветного пластилина (2 экз.), разложение их на атомы кислорода и водорода и «образование» молекул этих газов.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 6, 7; определить при помощи линейки средний диаметр горошины или крупинки пшена (часть лабораторной работы № 2 «Определение размеров малых тел»; выполняется по описанию в учебнике).

УРОК 4/2. Движение молекул.
Основное содержание учебного материала. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.
Демонстрации. Диффузия жидкостей ([2], с. 47, 48), газов ([2], с. 48), твердых тел (фрагмент кинофильма «Молекулы и молекулярное движение»).
На дом. § 8; упр.3; задание 4 (п. 1, 2 – обязательные, п. 3 – по желанию).

УРОК 5/3. Скорость движения молекул и температура тела.
Основное содержание учебного материала. Связь между скоростью движения молекул и температурой тела. (Объяснение можно построить как анализ домашнего опыта – задания 4 и решения задач типа входящих в упражнение 4 и № 3 из раздела «Задачи для повторения».)
Демонстрации. Модель движения молекул при низкой и высокой температуре (проецируется прибор «Модель броуновского движения», из которого предварительно вынута шайба).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 9; упр. 4.

УРОК 6/4. Взаимодействие молекул.
Основное содержание учебного материала. Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел и жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул.
Демонстрации. Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек; сжатие и распрямление упругого тела.
На дом. § 10; найти в § 6–8 и выписать основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; упр.5.

УРОК 7/5. Три состояния вещества.
Основное содержание учебного материала. Некоторые механические свойства твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах (о различиях в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов).
Демонстрации. Сохранение твердым телом формы, а жидкостью – объема (переливание подкрашенной воды из одних сосудов в другие, первым и последним сосудами должны быть мензурки); опыт по рис. 23 учебника; заполнение газом всего предоставленного ему объема (перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить). Модель кристаллической решетки.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 11, 12; упр. 6; задача № 4 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 8/6. Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
Основное содержание учебного материала. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 7, 8, 11 (повторить); закончить лабораторную работу № 2 (определение диаметра молекул – по правой фотографии рис. 178 учебника).
Основные знания и умения. Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

ТЕМА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (17 ч)

УРОК 9/1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Основное содержание учебного материала. Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное движение.
Демонстрации. Относительность движения (с использованием заводного автомобиля, указателей и «пассажира»); траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую; измерение пути, пройденного куском мела по доске; равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой.
На дом. § 13, 14; упр. 7; задание 7: измерить длину своего шага.

УРОК 10/2. Скорость. Единицы скорости.
Основное содержание учебного материала. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Численные значения одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах; примеры скоростей разных тел (анализ табл. 1, с. 34 учебника).
Демонстрации. Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага); решение задач № 2, 3 из упр.8.
На дом. § 15; задачи № 1, 4 из упр. 8.

УРОК 11/3. Расчет пути и времени движения.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Вычисление пути, пройденного при равномерном движении (устно, с использованием табл. 1). Определение пути (словесная формулировка и запись формулы). Нахождение времени движения тел (на числовых примерах). Развитие умений графического решения задач. Решение задач № 1, 4 из упр. 9 и № 10 из раздела «Задачи для повторения» (с записью условия в буквенном виде).
Демонстрации. Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости).
На дом. § 16; задачи № 2, 5, 6 из упр. 9.

УРОК 12/4. Инерция.
Основное содержание учебного материала. Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике.
Демонстрации. Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку.
На дом. § 17; упр. 10.

УРОК 13/5. Взаимодействие тел.
Основное содержание учебного материала. Изменение скоростей тел при их взаимодействии.
Демонстрации. Взаимодействие тел (по рис. 40, 41 учебника); опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный, шар.
На дом. § 18; задачи № 15–17, 19 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 14/6. Масса тела. Единицы массы.
Основное содержание учебного материала. Масса тела. Единицы массы. Некоторые данные о массах тел ([З], с. 31, 32). Весы. Взвешивание.
Демонстрации. Гиря массой 1 г, монеты различного достоинства. Определение масс российских монет.
На дом. § 19; упр. 11.

УРОК 15/7. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» (проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами).
На дом. §20; упр. 12.

УРОК 16/8. Плотность вещества.
Основное содержание учебного материала. Понятие плотности вещества. Определение плотности (словесная формулировка и запись формулы). Единицы плотности. Анализ табл. 2–4 учебника.
Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел), демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы.
На дом. § 21; повторить понятие «цена деления прибора» (с. 9, 136, 137); задачи № 22, 29 из раздела «Задачи для повторения». Ознакомиться с лабораторными работами № 4, 5, с. 139–141 учебника.

УРОК 17/9. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» (выполняется по описанию в учебнике, с которым учащиеся могут ознакомиться самостоятельно; в конце урока полезно сравнить результаты измерения объемов одинаковых тел, например роликов).
Методическое указание. Этот урок целесообразно объединить с последующим в один. Нормирование задания на дом определяется по усмотрению самого учителя.
На дом. Задачи № 1, 4, 5 из упр. 13; составить план выполнения лабораторной работы по определению плотности тела произвольной формы (устно).

УРОК 17'/9'. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» (проводится по описанию в учебнике; после выполнения работы полезно вычислить среднее значение плотности исследуемого вещества по результатам измерений, проведенных несколькими учениками, и сравнить полученное каждым из них значение плотности со средним).
На дом. § 21 (повторить); задачи № 23 из раздела «Задачи для повторения» и № 2, 3 из упр. 13.

УРОК 18/10. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Основное содержание учебного материала. Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы, формулировка правила нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по массе и плотности. Отработка вопросов (с. 48 «Повторение темы»).
Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов.
На дом. § 22; задачи №1, 2 из упр. 14.

УРОК 19/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. В начале или конце этого или следующего урока можно дать короткую самостоятельную или контрольную работу на 15–20 мин по материалу: «Инерция»«Масса тела», «Плотность вещества». Решение задач типа:


На дом. Качественные вопросы и задачи по усмотрению учителя.


II четверть

УРОК 20/12. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Основное содержание учебного материала. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Анализ и разбор ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной (контрольной) работы.
Демонстрации. Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 23, 24; задачи № 26, 32, 33 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 21/13. Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.
Основное содержание учебного материала. Возникновение силы упругости. Опытное подтверждение. Единица силы – ньютон (1 Н). Формула для определения силы тяжести по массе тела. Вес и сила тяжести.
Демонстрации. Опыт по рис. 62 учебника; демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес –1 Н и –10 Н).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 25, 26; упр. 15, 16; § 2, 3 из раздела «Материал для дополнительного чтения» (по желанию).

УРОК 22/14. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром» (проводится по описанию в учебнике).
Основное содержание учебного материала. Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия.
На дом. § 27; задачи №1, 2, 5 из упр. 17.

УРОК 23/15. Графическое изображение силы. Сложение сил.
Основное содержание учебного материала. Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Решение задач № 36–38 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром (при опросе). Опыты по рис. 70 и 72 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. §28, 29; задачи №1, 3 из упр. 18 и № 1, 3 из упр. 19.

УРОК 24/16. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Основное содержание учебного материала. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике.
Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 30, 31; задачи № 39–42 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 25/17. Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил). Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 27, 33, 35, 45 из раздела «Задачи для повторения».
На дом. Задание на повторение темы «Взаимодействие тел» (с. 65 учебника).

Основные знания и умения.
Знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила, давление); формулировки законов и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
Уметь решать задачи (в основном в одно-два действия) с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); читать и строить графики зависимости скорости движения тела от времени; рисовать схему весов и динамометра; объяснять устройство и действие подшипников; измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объем тела – с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

ТЕМА 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)

УРОК 26/1. Давление. Единицы давления.
Основное содержание учебного материала. Давление. Единицы его измерения.
Демонстрации. Опыты по рис. 82, 83 учебника. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос «покупки»; определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры).
На дом. § 33; задачи № 2, 3 из упр. 20; задание 11 (1) на с. 70 учебника.

УРОК 27/2. Способы уменьшения и увеличения давления.
Основное содержание учебного материала. Упражнения на вычисление давления. Реальные значения давлений, встречающихся в технике ([З], с.53). Роль гусениц трактора, фундамента здания, острия колющего инструмента. Нахождение давления, которое производит человек, стоя и при ходьбе. Сравнение давлений, производимых бруском, поставленным на разные грани. Решение задач № 50, 52 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Кинофильм «Сила давления и давление».
На дом. § 34; задачи № 46–49 из раздела «Задачи для повторения»; задание 11 (2).

УРОК 27'/2'. Контрольная работа № 1 «Движение и силы».

УРОК 28/3. Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».
Основное содержание учебного материала. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Нахождение силы давления по давлению и площади. Решение задач № 299, 301, 304 из [4] и задач типа:


Демонстрации. Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика – резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора «Шар Паскаля»). Изменение давления газа при нагревании (см. [9], с. 48, рис. 1).
На дом. § 35; задача № 51 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 29/4. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Основное содержание учебного материала. Различие между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа.) Демонстрации и опыты (см. [9], с. 48, рис. 2).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 36; § 4 (с. 152, 153 учебника) – по желанию; задачи № 1, 2 из упр. 22, № 54 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 30/5. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Основное содержание учебного материала. Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Правило расчета давления жидкости. Решение задач № 1, 2 из упр. 23.
Демонстрации. Горизонтальность свободной поверхности жидкости (см. [9], с. 49, рис. 3). Опыты по рис. 95–99, 104 учебника. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменяются ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 37, 38; задачи № 55, 56 из раздела «Задачи для повторения»; §4 (с. 152–155 учебника) – по желанию.

УРОК 31/6. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:


Самостоятельная работа – выполнение задания V1.27–8 из [5].
На дом. § 37, 38 (повторить); § 5 (с. 154, 155 учебника) – по желанию.

УРОК 32/7. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
Основное содержание учебного материала. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла. Самостоятельное решение задачи № 2 из упр. 24 и задания 14 (2) (на с. 82 учебника).
Демонстрации. Опыты по рис. 4 (горизонтальную линию можно обозначить натянутым шнуром). Самодельное водомерное стекло (см. [9], с. 50, рис. 5), фонтан (см. [9], рис. 6). Таблицы, иллюстрирующие устройство шлюзов и водопровода.
На дом. § 39; задачи № 1 из упр. 24, № 57 из раздела «Задачи на повторение».


III четверть

УРОК 33/8. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Основное содержание учебного материала. Атмосферное давление. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.
Демонстрации. Опыты по рис. 114–116, 119, 117 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой).
На дом. §40, 41; упр. 25, 26.

УРОК 34/9. Измерение атмосферного давления.
Основное содержание учебного материала. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления (в Паскалях). Расчет силы, с которой атмосфера давит на поверхность тела (стола, тетради и др.).
Демонстрации. Опыт по рис. 123 учебника и опыт 52 [1]. Действие вантуза и присоски.
На дом. § 42; п.7 (с. 156) – по желанию; задачи № 60, 63 из раздела «Задачи для повторения»; задача № 1 из упр. 27.

УРОК 35/10. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Основное содержание учебного материала. Барометр-анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задачи № 66 из раздела «Задачи для повторения» и VI.31–9 из [5].
Демонстрации. Барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра». Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха.
На дом. §43, 44; упр. 28; задачи № 1–3 из упр. 29; задание 17, с.90.

УРОК 36/11. Манометры. Поршневой жидкостный насос.
Основное содержание учебного материала. Устройство и действие открытого жидкостного и металлического, манометров. Решение задач типа № 56–66 из раздела «Задачи для повторения». Обсуждение (с целью повторения) таких вопросов:


Демонстрации. Опыты по рис. 126 и 127 учебника. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции).
На дом. § 45, 46, 36 (повторить); задачи № 4 из упр. 29, № 1, 3 из упр. 30; № 65 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 36'/11'. Гидравлический пресс.
Основное содержание учебного материала. Принцип действия гидравлического пресса.
Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 47; задачи № 1, 2 из упр. 31.

УРОК 37/12. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Основное содержание учебного материала. Причины возникновения выталкивающей силы.
Демонстрации. Опыты по рис. 137 и 138 учебника.
На дом. § 48; задача № 58 из раздела «Задачи для повторения».

Урок 37'/12'. Контрольная работа № 2 «Давление жидкостей и газов».
Методическое указание. Если в четверти (полугодии) рекомендуются две (три) и более контрольные работы, то учитель вправе (по желанию) объединить их. Например, данную работу можно совместить с работой 45/20 (см. ниже).

УРОК 38/13. Архимедова сила.
Основное содержание учебного материала. Вывод правила для вычисления архимедовой силы. Решение задач типа № 74 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Опыт по рис.139 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 49; п.8 (с. 159 учебника) – по желанию; задачи № 1–3 из упр. 32.

УРОК 39/14. Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» (проводится по описанию в учебнике; по окончании работы полезно решить задачу такого типа: «Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 м3?»).
На дом. Задачи Ns 67, 68 из раздела «Задачи для повторения» И № 4 из упр. 32.

УРОК 40/15. Плавание тел.
Основное содержание учебного материала. Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.
Демонстрации. Опыты по рис. 142 учебника. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). Опыт 69 [1].
На дом. § 50; задачи № 1, 4, 5 из упр. 33.

УРОК 41/16. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Анализ следующих вопросов:


Решение задач типа Vl.36–10, Vl.36–11, VI.36–13 из [5] и таких:
Демонстрации. Опыты по рис. 8 (см. [9], с.53), их можно сопровождать постановкой проблемных вопросов.
На дом. § 49, 50 (повторить); задачи № 75 из раздела «Задачи для повторения» и № 2 из упр. 33.

УРОК 42/17. Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» (проводится по описанию в учебнике).
На дом. Задачи № 3, 6 из упр. 33.

УРОК 43/18. Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Применение условий плавания тел. Водный транспорт. Решение задач № 76, 77 из раздела «Задачи для повторения». Подъемная сила. Воздушный шар. Решение задач типа:


Демонстрации. Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь).
На дом. § 51, 52; задачи № 1, 2 из упр. 34; упр. 35.

УРОК 44/19. Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа Vl.34–10, Vl.34–11, VI.35–6, V1.34–8 из [5] и таких:


На дом. Вопросы на повторение тем «Атмосферное давление», «Архимедова сила» (с. 109 учебника).

УРОК 45/20. Контрольная работа № 5 «Архимедова сила».
На дом. Задание 21 (с. 106, 107 учебника).

УРОК 46/21.

Основные знания и умения.
Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление; фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи (в основном в одно–два действия) с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, уровня.

 

ТЕМА 5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (9 ч)

УРОК 47/1. Механическая работа. Единицы работы.
Основное содержание учебного материала. Механическая работа. Вычисление работы. Единицы ее измерения. Разбор примера решения задачи на с. 111 учебника и решение задач типа:
вычислить работу, совершенную при подъеме: груза массой 120 кг на 20 см; книги массой 400 г на 1,5 м; балки массой 0,1 т на 5 м.
Демонстрации. Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 53; задача № 3 из упр.36 и № 80 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 48/2. Мощность. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Мощность. Единицы измерения мощности. Ознакомление с данными табл. 73 и 80 из [З]. Решение задач: № 3 из упр. 36; № 2, 4 из упр. 37; № 81, 82 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 22 (2) на с. 112 учебника).
На дом. § 54; задачи № 1, 3 из упр. 37; задания 22 (1), 23 (1,2).

УРОК 49/3. Простые механизмы. Рычаг.
Основное содержание учебного материала. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Решение задач типа:


Демонстрации. Простые механизмы (без рассмотрения устройства). Опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника.
На дом. § 55, 56.

УРОК 50/4. Момент силы.
Основное содержание учебного материала. Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента. Решение задач типа:


Демонстрации. Условие равновесия рычага (по рис. 154 учебника).
На дом. § 57; задание 24.

УРОК 51/5. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага» (проводится по описанию в учебнике). Применение рычагов. Основное содержание учебного материала. Выяснение условий равновесия рычага. Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов.
Демонстрации. Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п.
На дом. § 58; задачи № 2–4 из упр. 38.


IV четверть.

УРОК 52/6. Блоки. «Золотое правило» механики.
Основное содержание учебного материала. Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач № 85, 86 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Интерактивные модели, основные иллюстрации. Модель 1.10. Движение тел на легком блоке.
На дом. § 59, 60; задачи № 1, 2 из упр. 39.

УРОК 53/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:


На дом. Задачи № 3, 4 из упр. 39.

УРОК 54/8. Коэффициент полезного действия механизма. (Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».)
Методическое указание. Данная лабораторная работа необязательна к выполнению и может быть заменена иным видом практической деятельности; в частности, учитель вполне может воспользоваться содержанием (текстами задач), рекомендованным к предыдущему уроку.
Основное содержание учебного материала. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Определение КПД наклонной плоскости.
На дом. § 61; задача № 5 из упр. 39.

Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия); Знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма); Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычага и наклонной плоскости); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

УРОК 55/9. Потенциальная и кинетическая энергия.
Основное содержание учебного материала. Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого и деформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задачи № 90 из раздела «Задачи для повторения»
Демонстрации. Опыты по рис. 171 и 172 учебника. Опыты по рис. 13 и 14 (см. [9], с.57), подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. Опыт 83 [1].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 62, 63.

УРОК 55'/9'. Превращение одного вида механической энергии в другой. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа.)
Основное содержание учебного материала. Переход одного вида механической энергии в другой. Обсуждение вопросов типа:


Демонстрации. Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении «сегнерова колеса».
На дом. § 64.

УРОК 55"/9". Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. Решение задач, аналогичных задачам контрольной работы.

УРОК 56/10. Повторение темы «Работа и мощность. Энергия».

УРОК 56'/10'. Контрольная работа № 4 «Простые механизмы. Работа и мощность».

Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия); законы и формулы (для вычисления механической работы, мощности; условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, кпд простого механизма); Уметь объяснять устройство и чертить схему простых механизмов (рычага и наклонной плоскости); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и кпд наклонной плоскости.

УРОКИ 57, 58. Экскурсия.

УРОКИ 59–68. Резервное время. Повторение материала.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий