Открытый Колледж http://college.ru
1. Всероссийские олимпиады школьников по физике Олимпиажы по физике

ВпередN.1. Всероссийские олимпиады школьников по физике

Олимпиады школьников в нашей стране имеют свою историю.

Впервые олимпиада школьников была проведена в 1962 г. по инициативе Московского физико-технического института. В олимпиаде приняло участие более 6 тыс. школьников из 63 городов и поселков.

В этом же году учеными Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ.

В 1963 г. олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья.

Олимпиады МФТИ и МГУ были физико-математические.

С 1964 г. начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. На заключительные туры этих олимпиад приглашались также команды всех союзных республик.

Всесоюзные олимпиады школьников по физике начали проводиться с 1967 г. Начиная с XI Всесоюзной олимпиады, в программу соревнований включены не только вычислительные, но и экспериментальные задачи.

К середине 70-х сложилась структура и организационные принципы проведения Всесоюзных олимпиад. В этот период в организации олимпиад начали участвовать не только инициативные вузы, но и государственные органы – Министерство просвещения СССР, Министерства просвещения союзных республик, общество “Знание” и другие. Это был значительный шаг вперед, подтверждающий значимость олимпиадной формы работы с талантливой молодежью на государственном уровне. При Минпросе СССР был образован Центральный оргкомитет Всесоюзных олимпиад по математике, физике и химии. Первым председателем Центрального оргкомитета был академик И.К.Кикоин, внесший неоценимый вклад в олимпиадное движение в нашей стране. С 1988 года Центральный оргкомитет возглавляет чл-корр. РАН, ректор Московского физико-технического института Н.В.Карлов. Для организации Всесоюзных олимпиад и разработки методических материалов при Центральном оргкомитете были созданы Методические комиссии по предметам, руководимые крупными учеными, профессорами вузов.

Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1992 г. на базе Московского физико-технического института (г. Долгопрудный). По существу, была уже Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.

В Госкомитете РФ по народному образованию было принято решение проводить и в дальнейшем Всероссийские олимпиады на основе тех же организационных принципов, по которым ранее проводились Всесоюзные олимпиады. Таким образом, Всероссийская олимпиада по физике стала преемницей Всесоюзной олимпиады. Это нашло свое отражение и в порядковом номере Всероссийских олимпиад: XXVII Всероссийская олимпиада (пос. Зеркальный, Ленинградской обл., 1993 г.); XXVIII олимпиада (г. Тула, 1994 г.); XXIX олимпиада (г. Челябинск, 1995 г.); XXX олимпиада (г. Орел, 1996 г.); XXXI олимпиада (г. Березняки, Пермская обл., 1997 г.) и т. д.

Согласно Положению Всероссийские физические олимпиады проводятся в пять этапов.

Первым этапом является проведение олимпиад в школах (школьный этап). В школьных олимпиадах, организуемых самими учителями, могут принимать участие по желанию учащиеся 7–11 классов. Этот этап олимпиады является самым массовым. В нем принимает участие более миллиона школьников. Он проводится в ноябре.

Второй этап – районные олимпиады. Он проводится в декабре по заданиям, составленным областными (краевыми) оргкомитетами олимпиад. В нем принимают участие учащиеся 9–11 классов, являющиеся победителями школьных олимпиад. Число участников второго этапа – приблизительно 200 тысяч школьников.

Третий этап – областные, краевые, республиканские олимпиады. Он проводится в феврале. Его организуют местные органы народного образования. В олимпиадах третьего этапа участвуют команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей районных олимпиад. Общее число участников – около 10 тысяч школьников. Теоретические и экспериментальные задания для третьего этапа разрабатываются Методической комиссией Центрального оргкомитета. Местному жюри предоставляются широкие возможности дополнять и изменять задания третьего этапа.

Четвертый этап – зональные олимпиады. Вся территория России поделена на 4 зоны: Северо-западная, Центральная, Юго-западная зоны и зона Сибири и Дальнего Востока. К зональным олимпиадам приравниваются городские олимпиады Москвы и Санкт-Петербурга. Зональные олимпиады проводятся в марте, в период весенних каникул школьников, по заданиям Методической комиссии Центрального оргкомитета. В них принимают участие команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей третьего этапа, а также победители зонального этапа олимпиады предыдущего года. В этом, предпоследнем, этапе принимают участие примерно 500 школьников.

Начиная с 2001 г. 4-ый этап Всероссийской олимпиады проводится не по зонам, а по административным кругам.

Пятый этап – заключительный. Он проводится во второй половине апреля. В нем принимают участие команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей зонального (окружного) этапа, а также победители заключительного этапа олимпиады предыдущего года. Общее число участников этого этапа около 150 школьников.

Проведением олимпиады на всех ее этапах руководят органы народного образования.

Такая многоступенчатая система проведения Всероссийской олимпиады по физике позволяет вовлечь в олимпиадное движение огромную массу школьников, повысить интерес учащихся общеобразовательных школ к изучению физики, оказать учащимся старших классов помощь в выборе профессии, выявить наиболее способных ребят, провести работу по формированию Сборной команды РФ на Международную олимпиаду по физике и т.д. Таким образом, Всероссийские олимпиады призваны решать широкий круг задач по работе с талантливой молодежью.

Задания для разных этапов олимпиады существенно отличаются по уровню сложности. Наиболее сложные задачи, требующие от учащихся не только ясного понимания основных физических законов, но и творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, сообразительности и т.д., предлагаются на заключительном этапе. Полностью справиться с заданием заключительного этапа могут только хорошо подготовленные учащиеся.

Для решения олимпиадных задач требуются знания и умения, не выходящие за рамки программы средней школы. Решение задач, как правило, не требует громоздких вычислений. Основное внимание обращается на физическое содержание задач.

Несмотря на то, что заключительный этап олимпиады проводится в апреле, программа заключительного этапа включает материалы, которые в ряде школ изучаются в более позднее время. Такой подход неизбежен при вариативной системе обучения. Предполагается, что участники заключительного этапа, одержавшие победу на предыдущих этапах, уделят необходимое время для самостоятельной подготовки.

Теоретические задачи, предлагаемые участникам на различных этапах Всероссийской олимпиады по физике можно разделить на две группы. К первой из них относятся задачи, содержание которых отражает условный мир идеализированных объектов – точечных масс, невесомых нитей, идеальных катушек и т.д. Подобные задачи можно встретить во многих задачниках; их олимпиадные варианты часто представляют собой головоломки, в которых нелегко разобраться. Для решения многих таких задач недостаточно только хорошо звать законы физики, необходимо проявить смекалку, уменье выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб». Вторую группу составляют задачи приближенные к практике, родившиеся под влиянием реального физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т.д. В таких задачах, как правило, рассматриваются реальные физические объекты; их решения часто имеют оценочный характер. Они чрезвычайно важны для развития физического способа мышления. Участники олимпиад неизменно проявляют большой интерес к таким задачам, но лучше они все же решают задачи первой группы.

Задачи, предлагавшиеся на экспериментальных турах, условно можно разделить на три типа:

  1. Измерение каких-либо физических параметров (емкости, массы, КПД электрического сопротивления и т.д.).

  2. Определение некоторой зависимости между физическими величинами (вольтамперных характеристик, зависимости частоты колебаний некоторой системы от температуры и т.д.).

  3. Определение кинематической, электрической или оптической схемы «черного ящика» и параметров входящих в него элементов.

К сожалению, очень редко предлагаются на олимпиадах «рукодельные задачи» (например, создание действующей модели электродвигателя).

При оценке выполнения экспериментальных заданий принимаются во внимание теоретическое обоснование работы, выбор метода ее выполнения, процесс проведения измерений, оценка погрешностей и обсуждение полученных результатов. Учитывается также качество оформления отчета о проделанной работе и соблюдение правил техники безопасности.

Многолетний опыт проведения олимпиад по физике показывает, что участники значительно лучше справляются с теоретическими заданиями, экспериментальная подготовка наших школьников нуждается в существенном усилении. Недостатки экспериментальной подготовки наших ребят проявляются и на Международных олимпиадах.

Следует отметить, что в последние годы, следуя сложившимся традициям Международной олимпиады школьников по физике, жюри Всероссийской олимпиады большое внимание уделяет получению конечного результата задания. Участник олимпиады должен не только объяснить, как получить результат, но и фактически получить его. Это, относится как к экспериментальным, так и теоретическим заданиям олимпиады.

С самого начала в организации и проведении Всесоюзных, а затем – Всероссийских олимпиад активное участие принимали преподаватели физики Московского физико-технического института. Они составляют основной костяк Методической комиссии Центрального оргкомитета, которую в течение многих лет возглавляет профессор МФТИ С.М.Козел.

Для участия в работе жюри Заключительного этапа Всероссийской олимпиады в город-устроитель от центрального оргкомитета направляется группа, состоящая из 10–12 членов методической комиссии, в которую входят преподаватели МФТИ, МГПУ, С-П.ГУ и ряда других вузов. В эту группу в качестве членов жюри дополнительно включаются 5–6 студентов МФТИ из числа победителей Международных олимпиад по физике предыдущих лет.

Здесь приводятся задания Заключительного этапа последней XXXVI Всероссийской олимпиады, которая проходила во второй половине апреля в г.Волгограде.


Вперед
К содержанию

О проекте
 Учебник Учителю Физика в Интернете Олимпиады по физике

Смотрите также: Математика, Аннглийский язык, Химия, Биология, Физика, География, Астрономия.
Тренажеры по физике,  Подготовка к ЕГЭ 2017 онлайн,
А также: online подготовка к ЕГЭ на College.ru, библиотека ЭОРов и обучающие программы на Multiring.ru.