Новости. ФИПИ опубликовал открытый банк текстов для итогового изложения


ФИПИ опубликовал открытый банк текстов для итогового изложения

ФИПИ опубликовал открытый банк текстов для итогового изложения

 

С этого учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из открытого банка, который в дальнейшем будет пополняться. В банке содержится более 300 текстов, которые разделены на три раздела: «Нравственные ценности», «Мир природы» и «Страницы истории».

Посмотреть разделы и тексты можно на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в разделе «Итоговое сочинение».  Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложеня) 2022/23 году.

Итоговое изложение, как и итоговое сочинение, является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Его пишут будущие выпускники в первую среду декабря последнего года обучения. Изложение могут писать школьники 11 классов и экстерны с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также дети-инвалиды и инвалиды. Изложение вправе писать учащиеся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Также изложение могут писать ребята, которые по состоянию здоровья обучаются на дому или в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводится необходимое лечение, реабилитация или оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

 

Тексты для изложения

 

Как известно, с этого учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка. Как поясняет Рособрнадзор в своих методических рекомендациях, банк текстов создан для того, чтобы школьникам было удобнее готовиться к изложению. При этом банк размещается в открытом доступе на официальном сайте ФИПИ не позднее начала ноября 2022 года. В банке собраны тексты отечественных авторов, разработанные в 2014-2022 годах, и разделенные на три раздела.

1. «Нравственные ценности». Здесь присутствуют тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии и творчестве. В этих текстах поднимаются вопросы, которые связаны с духовными ценностями, нравственным выбором и межличностными отношениями людей.

2. «Мир природы». Здесь есть тексты о красоте окружающего мира, об общении животных с человеком. Эти тексты нацелены на то, чтобы читатель задумался об экологических проблемах и уроках, которые природа преподает человеку.

3. «События истории». Здесь есть отрывки биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, напоминающие о важных исторических событиях нашей страны, рассказывающие о подвигах народа.

В общей сложности каждый текст не превышает объем 300 – 380 слов. Он соответствует определенным требованиям: обладать смысловой завершенностью; быть повествовательным с ярко выраженным сюжетом (не должно быть диалогов и монологов, допускается несколько реплик); быть понятным для учеников с ОВЗ (написан в привычном стиле, включает минимум слов со значением звука, с переносным значением); обладать воспитательным потенциалом.

Критерии оценивания

Итоговое изложение должно быть написано подробно и отвечать установленным требованиям. Первое требование: в работе должно быть около 200 слов, при этом максимальное количество слов не устанавливается, так как школьник должен исходить из содержания исходного текста. Но если в изложении меньше 150 слов, то за эту работу ставится «незачет». Стоит пояснить, что при подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела. Например, «все-таки» – это одно слово, «все же» – два слова. Инициалы с фамилией считаются одним словом, цифры при подсчете не учитываются. Например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова.

Второе требование: итоговое изложение пишется самостоятельно. То есть нельзя списывать из какого-то источника (работа другого школьника, исходный текст и так далее). Если это выявляется, то ставится «незачет».

Подробное итоговое изложение оценивается по следующим критериям: содержание, логичность, использование элементов стиля исходного текста, качество письменной речи, грамотность. Отмечается, что первый и второй критерии являются основными, то есть для получения «зачета» за всю работу нужно получить как минимум «зачет» по двум этим критериям. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то это автоматически ведет к «незачету» в целом.

Критерий первый: «Содержание изложения». Школьник должен уметь передать содержание исходного текста. Здесь ставится «незачет», если он существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания.

Критерий второй: «Логичность изложения». Ученик должен уметь логично и последовательно изложить содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачет» ставится в том случае, если логические нарушения мешают пониманию текста.

Критерий третий: «Использование элементов стиля исходного текста». Ребенок должен уметь сохранить в своей работе элементы стиля исходного текста. «Незачет» ставится, если в работе нет вообще элементов стиля исходного текста.

Критерий четвертый: «Качество письменной речи». Участник итогового изложения должен уметь выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. Здесь «незачет» можно получить, если наблюдается низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, затрудняющие понимание смысла изложения.

Критерий пятый: «Грамотность». «Незачет» можно получить, если на 100 слов в среднем приходится более десяти ошибок – грамматических, орфографических и пунктуационных.


02.11.2022



 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрите также: Математика, Английский язык, Химия, Биология, Физика, География, Астрономия.
А также: библиотека ЭОРов и образовательный онлайн-сервис с тысячами интерактивных работ "Облако знаний".

 

 

 

© Физикон, 1999-