Главная   Новости   Доступ к бесплатным урокам






Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.4. Примерное поурочное планирование (8 класс)


Литература (7–8-е классы)
  1. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика–7. – М.: Просвещение, 1991–1998.
  2. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика–8. – М.: Просвещение, 1991–1998.
  3. Демонстрационные опыты по физике в 6–7 классах средней школы /В. А. Буров и др.; под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974, 1991.
  4. Перышкин А. В., Родина Н. А., Рошовская Х. Д. Преподавание физики в 6–7 классах средней школы / под ред. А. В. Перышкина. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Золотов В. А. Вопросы и задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1971.
  7. Чеботарева А. В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике для 6–7 (7–9) классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993, 1994, 1996–2001.
  9. Кабардин О. Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994, 1999.
  10. «Физика в школе», № 4, 1989.
  11. «Физика в школе», № 6, 1989.

Изучение тем программы по полугодиям (2 ч. в неделю, всего 68 ч.)
Четверть Примерные сроки Тема программы Количество часов по программе Номер лабораторной работы Количество контрольных работ
I 01.09–30.10 1. Тепловые явления 19 № 1, (2) 2 (1)
II 9.11–29.12 2. Электрические явления 13 № 3–6
III 11.01–23.03 2. Электрические явления (продолжение)
3. Электромагнитные явления
7
7
№ 7, 8
№ 9, 10
2
IV 01.04–25.05 4. Световые явления (продолжение)
Экскурсия. Резервное время.
Повторение материала.
4
Во внеурочное время 9–12
№ (11) 1
Итого 1.09–25.05 4 темы 68 9 (11) 4 (5)

Уроки с повтором нумерации, снабженной штрихами (' и "), должны восприниматься как желательные, но не обязательные для базового курса физики.

Для удобства проставлены номера основных иллюстраций, имеющих возможность увеличения, а также интерактивных моделей. Интерактивные модели рассчитаны на учебный материал старшей (полной) школы, но могут частично использоваться и для основной школы.

 


I четверть

ТЕМА 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19 ч)

УРОК 1/1. Тепловое движение.
Основное содержание учебного материала. Краткая характеристика разделов физики, изучаемых в 8-м классе. Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности движения молекул, связь между температурой тела и скоростью движения его молекул. Тепловое движение как особый вид движения.
Демонстрации. Движение шарика, подброшенного вверх. Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения» (в проекции, без шайбы).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 1; задача № 1 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 2/2. Внутренняя энергия.
Основное содержание учебного материала. Превращение энергии в механических процессах (на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела.
Демонстрации. Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков соответственно на стальную и покрытую пластилином плиту.
На дом. § 1, 2. Разбор вопросов после параграфа.

УРОК 3/3. Способы изменения внутренней энергии тела.
Основное содержание учебного материала. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним (и ее уменьшение при совершении работы телом). Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Самостоятельная работа: нагревание стальной спицы при периодическом перемещении надетой на нее пробки.
Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе) (см. [1], с. 173–175). Опыты по рис. 4, 5 учебника. Нагревание металлического стержня, опущенного в горячую воду.
На дом. § 3; задачи № 2–4 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 4/4. Виды теплопередачи. Теплопроводность.
Основное содержание учебного материала. Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей разных веществ.
Демонстрации. Теплопроводность металла (по рис. 6, 7 учебника). Различие теплопроводности твердых тел ([1], с. 162–164). Теплопроводность воды ([2], с. 116).
На дом. § 4; упр.1.

УРОК 5/5. Конвекция. Излучение.
Основное содержание учебного материала. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии излучением; особенности этого вида теплопередачи.
Демонстрации. Конвекция в газах по рис. 8 учебника (упрощенный вариант – движение листочков бумажного султана, помещенного над нагретой плиткой) и в теневой проекции ([2], с. 118). Конвекция в жидкостях по рис. 9 учебника; опыт с кипятильником, опущенным на дно сосуда (показать, что вода прогревается при этом вся). Нагревание воздуха в термоскопе (по рис. 13 учебника); этот же опыт, но с листом бумаги, размещенным между источником излучения и термоскопом.
На дом. § 5, 6; упр. 2, 3; наблюдение конвекции в жилом помещении ([2], с. 119, 120).

УРОК 6/6. Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Основное содержание учебного материала. Сравнение всех видов теплопередачи, возможность их осуществления в газах, жидкостях, твердых телах. Образование ветра, тяги, отопление и охлаждение жилых помещений, теплопередача и растительный мир, термос.
Демонстрации. Опыты по теплопроводности жидкостей и газов по рис. 11, 12 учебника. Демонстрация образования тяги по рис. 14 учебника. Термос.
На дом. § 7; упр. 4; задание на с. 19 учебника.

УРОК 7/7. Количество теплоты.
Основное содержание учебного материала. Количество теплоты. Единица количества теплоты – джоуль. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания воды (устно). Решение экспериментальных задач типа:


На дом. § 8; задача № 8 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 8/8. Удельная теплоемкость вещества.
Основное содержание учебного материала. Удельная теплоемкость вещества; ее единица – 1 Дж/(кг ∙ °С). Разбор с привлечением данных табл. 1 учебника качественных задач типа:


Демонстрации. Нагревание равных масс воды и масла. Воду нагревают до той же температуры, что и масло, и показывают, что для этого она должна получить добавочное количество теплоты.
На дом. § 9; задачи № 1, 2 из упр. 5.

УРОК 9/9. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.
Основное содержание учебного материала. Формула Q = cm (t2 – t1). Решение задач типа № 9, 12 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Показ на приборе «Теплоемкость металлов» того факта, что тела равной массы из разных веществ выделяют при охлаждении на 1 °С разное количество теплоты.
На дом. § 10; задачи № 3, 4 из упр. 5.

УРОК 10/10. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры» (проводится по описанию в учебнике).
Основное содержание учебного материала. Устройство и применение калориметра. Решение задач типа:


Демонстрации. Устройство калориметра.
На дом. Подготовить рассказ о лабораторной работе № 1; задача № 14 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 11/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Подготовка к лабораторной работе № 2. Решение задач, близких ей по содержанию, – типа № 13 из раздела «Задачи для повторения».
На дом. Задача № 13 из раздела «Задачи для повторения»; ознакомиться с планом лабораторной работы № 2; записать в тетради для лабораторных работ ее название, цель, нужные приборы и материалы, начертить таблицу.

УРОК 11'/11'. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» (проводится по описанию в учебнике).
Методическое указание. Эту работу можно не проводить, но тогда целесообразно было бы выполнить вместо нее аналогичный эксперимент для желающих или сильных учащихся во внеурочное время (по усмотрению учителя).
На дом. Задачи № 10, 15 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 12/12. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Основное содержание учебного материала. Энергия топлива; теплота сгорания топлива (табл. 2 учебника). Расчет количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, по формуле Q = qm. Решение задачи № 16 из раздела «Задачи для повторения». Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
На дом. § 11, 12; задачи № 2, 3 иэ упр. 6 и № 1, 2 из упр. 7; задание на повторение темы «Количество теплоты» (с. 29 учебника).

УРОК 13/13. Различные состояния вещества.
Методическое указание. Эти два урока (13/13 и 13'/13') и два последующих (14/14 и 14'/14') целесообразно объединить в один. Нормирование домашнего задания определяет сам учитель.
Основное содержание учебного материала. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа № 1 «Тепловые явления» (теплопередача и работа) с целью проверки умения вычислять количество теплоты по формулам Q = cm(t2 – t1)  и Q = qm).
Демонстрации. Кристаллы; модель кристаллической решетки.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 13.

УРОК 13'/13'. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Основное содержание учебного материала. Точка плавления (табл. 3 учебника). Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Анализ вопросов типа:


Демонстрации. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси и отсутствие размягчения льда при плавлении).
На дом. § 14, 15; упр. 8.

УРОК 14/14. Удельная теплота плавления.
Основное содержание учебного материала. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знания о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления (табл. 4 учебника). Выделение энергии при отвердевании вещества. Решение задач типа:


На дом. § 16; задачи № 1, 3, 4 из упр. 9; задание 3 (п. 1).

УРОК 14'/14'. Решение задач. Повторение темы «Количество теплоты».
Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела до точки плавления и для его плавления, а также количества теплоты, выделяющегося при затвердевании тела и его последующем охлаждении. Решение задачи № 5 из упр. 9 и № 18 из раздела «Задачи для повторения». Повторение вопросов: «Внутренняя энергия», «Виды теплопередачи», «Количество теплоты», «Теплота сгорания топлива».
Демонстрации. Кинофильм «Изменение агрегатных состояний вещества». Видеофильм «Изменение агрегатных состояний вещества».
На дом. Задачи № 17, 19 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 15/15. Испарение и конденсация.
Основное содержание учебного материала. Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Разбор вопросов типа:


Демонстрации. Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха.
На дом. §17, 18; задачи № 1–5 из упр. 10; задание 4.

УРОК 16/16. Кипение. Удельная теплота парообразования.
Основное содержание учебного материала. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Работа с табл. 5, 6 учебника. Решение задач типа № 4, 5 из упр. 11 и экспериментальной: сравните количества теплоты, отданные паром и водой. (На весы ставят два одинаковых стакана с водой одинаковой массы. В один из них впускают некоторое количество пара, после чего добавляют в другой стакан кипяток до восстановления равновесия весов. Измеряют температуру воды в стаканах.)
Демонстрации. Наблюдение за процессом кипения воды, а также за постоянством ее температуры во время кипения.
На дом. §19, 20; задачи № 1–3 из упр. 11; задание 5.

УРОК 17/17. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, необходимого для парообразования и выделяющегося при конденсации. Разбор задач типа:


На дом. Задачи № 5 из упражнения 11 и № 23 из раздела «Задачи для повторения»; § 12 (повторить).

УРОК 18/18. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Основное содержание учебного материала. Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (детали кривошипно-шатунного механизма и работа распределительного механизма подробно не изучаются, только демонстрируются). Области применения ДВС. Решение задач, подготовка к контрольной работе (по выбору учителя).
Демонстрации. Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке (для разъяснения такта всасывания). Кинематическая модель двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
На дом. § 21, 22; задание 6. Задачи для подготовки к контрольной работе.

УРОК 19/19. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Превращение тепловой энергии в механическую. КПД – примеры, его выражение в процентах. (За 20–25 мин до конца урока проводится контрольная работа № 2 «Тепловые явления» (изменение агрегатных состояний вещества).
Демонстрации. Действующая модель паровой турбины. Показ паровой турбины с помощью диапозитивов или фотографий из книг.
На дом. § 23, 24; задание 6.

Основные знания и умения. Знать физические явления, признаки и условия, при которых они протекают; физические величины и их единицы (внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, теплота сгорания топлива, плавление и отвердевание, температура плавления и отвердевания, удельная теплота плавления, испарение и конденсация, кипение, температура кипения, удельная теплота парообразования, кпд теплового двигателя, применение тепловых двигателей в хозяйстве и технике);
– формулировку закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах; формулы для расчета количества теплоты (необходимого для нагревания тела);
выделившегося при сгорании топлива; для плавления кристаллического вещества при температуре плавления, для испарения жидкости при температуре кипения.
Уметь объяснять примеры проявления в природе и использования в технике конвекции, излучения и теплопередачи; устройство и принцип действия калориметра и термометра (и проводить измерения с их помощью); устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины;
– применять основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) для объяснения теплового движения, внутренней энергии, изменения внутренней энергии в результате теплопередачи и совершения работы, нагревания тел при механической обработке; а также для объяснения изменения агрегатных состояний вещества, в том числе плавления твердых тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении, физических принципов пайки и сварки;
– чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени при плавлении и кипении;
– пользоваться таблицами «Температура плавления некоторых веществ», «Удельная теплота плавления некоторых веществ», «Температура кипения некоторых веществ», «Удельная теплота парообразования жидкостей»;
– решать задачи на составление уравнений теплового баланса.

 

Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (20 ч)

УРОК 20/1. Электризация тел. Два рода зарядов.
Основное содержание учебного материала. Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Демонстрации. Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Опыты по рис. 15 (см. [9], с.58), по рис. 32, 33 учебника и опыт 117 (см. [1], с. 195, 196). Взаимодействие листочков двух бумажных султанов, заряженных сначала разноименно, а затем одноименно.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. §25, 26; задание 7.

УРОК 21/2. Электрическое поле. Делимость электрического заряда.
Основное содержание учебного материала. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Модуль и направление электрических сил. Электрический заряд. Единица электрического заряда – кулон (1 Кл). Делимость электрического заряда. Электрон.
Демонстрации. Устройство электроскопа. Обнаружение поля заряженного шара или листа плексигласа при помощи заряженной гильзы; опыт по рис. 38 учебника (он повторяется для случая одноименных зарядов гильзы и стержня). Опыт по рис. 39 учебника. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный при помощи пробного шарика.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 27, 28, 29; упр. 12; при помощи гильзы (см. задание 7 учебника) исследовать электрическое поле наэлектризованного тела (расчески, пластмассовой папки для бумаг и т. п.).

УРОК 22/3. Строение атомов.
Основное содержание учебного материала. Строение атомов. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.
Демонстрации. Учебная таблица «Строение атома».
На дом. § 30; упр. 13.

УРОК 23/4. Объяснение электрических явлений.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела к другому, существования проводников и непроводников электричества, притяжения к заряженному телу незаряженных тел.
Демонстрации. Опыты по рис. 39 (с использованием стержней из проводников и изоляторов) и рис. 35 учебника; притяжение к заряженной палочке листочков султана.
На дом. § 31; упр. 14; исследовать проводимость некоторых тел, сделав дома простейшую установку; см. задание к повторению темы на с. 66 учебника.

УРОК 24/5. Электрический ток. Электрические цепи.
Основное содержание учебного материала. Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Применение аккумуляторов. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Самостоятельная работа: по собранной цепи начертить ее схему; по полученной от учителя схеме собрать цепь.
Демонстрации. Опыты по рис. 43, 44 учебника. Составление модели аккумуляторов из батарейного стакана, двух свинцовых электродов и 10 % раствора серной кислоты, его зарядка с помощью источника постоянного тока на 3, 5–4 В и разрядка через лампочку. Составление простейшей цепи – из источника тока, ключа и одного потребителя; составление цепи по схеме, указанной в задаче № 4 из упр. 15.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 32, 33; задание 9; задачи № 30, 32, 33 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 25/6. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.
Основное содержание учебного материала. Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах. Направление тока.
Демонстрации. Опыт по рис. 53–55, 57 учебника.
На дом. § 34–36; вопросы после параграфов, задача №"34 из раздела «Задачи на повторение».

УРОК 26/7. Сила тока.
Основное содержание учебного материала. Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – ампер (1 А). Решение задач типа № 1 и 2 из упр.16.
Демонстрации. Опыт по рис. 59 учебника.
На дом. § 37; упр. 16.

УРОК 27/8. Амперметр. Измерение силы тока.
Основное содержание учебного материала. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» (проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Опыт по рис. 61 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

Методическое указание. После демонстрационного опыта и лабораторной работы целесообразно подчеркнуть вывод об одинаковости значений силы тока в участках электроцепи, расположенных до лампочки и после нее.
На дом. § 38; задачи № 1 из упр. 17 и № 36, 37 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 28/9. Электрическое напряжение. Измерение напряжения.
Основное содержание учебного материала. Напряжение, единица измерения. Вольтметр, определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»(проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Опыты по рис. 63, 64 учебника или с двумя сетевыми лампами разной мощности, соединенными последовательно.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. §39–41; упр. 18.

УРОК 29/10. Электрическое сопротивление проводников.
Основное содержание учебного материала. Выяснение на опыте, что отношение напряжения к силе тока для каждого проводника есть величина постоянная. Формула для нахождения сопротивления по напряжению и силе тока. Единица измерения сопротивления – ом (1 Ом). Решение задач типа: 1) «Рассчитайте сопротивление нити лампочки от карманного фонаря по данным, указанным на ее цоколе»; 2) «Вычислите сопротивление проводника по графику, приведенному на рис. 16 (см. [9], с.60)»; 3) «Определите, у какого проводника – I или II (рис. 17, см. [9]) – сопротивление больше?».
Демонстрации. Опыт по рис. 68 учебника. Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра.
На дом. § 43; упр. 20.

УРОК 30/11. Закон Ома для участка цепи.
Основное содержание учебного материала. Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома. Решение задач из упр. 21.
Демонстрации. Опыт по рис. 71 учебника (при помощи реостата поддерживается постоянное напряжение). Видеофильм «Электрический ток».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 42, 44; оставшиеся задачи из упр. 21, задание на с. 91, 92 учебника к повторению тем «Электрический ток», «Электрическое напряжение», «Электрическое сопротивление», «Закон Ома для участка цепи».

УРОК 31/12. Расчет сопротивления проводника.
Основное содержание учебного материала. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения (выясняется опытным путем). Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивления проводника. Разбор задач из упр. 22.
Демонстрации. Опыты по рис. 74 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Рисунок 1.8.2. Цепь постоянного тока.
На дом. § 45, 46; задачи № 39, 40 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 32/13. Реостаты. Лабораторные работы № 5, № 6: «Регулирование силы тока реостатом». «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» (проводятся по описанию в учебнике).
Методическое указание. После проведения лабораторной работы № 6, если остается время, целесообразно решить задачи № 43, 44 из раздела «Задачи для повторения» и разобрать вопросы типа: «Кусок проволоки разрезали пополам и скрутили в разрезанном месте. Как изменилось сопротивление проволоки?»
Основное содержание учебного материала. Принцип действия и назначение реостата. Вычерчивание схемы электрической цепи с реостатом.
На дом. § 47; задачи № 1, 2 из упр. 23 и № 41, 42, 45 из раздела «Задачи для повторения».


III четверть

УРОК 33/14. Последовательное соединение проводников.
Основное содержание учебного материала. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них.
Демонстрации. Показ того, что при поочередном вывертывании любой из последовательно соединенных ламп цепь размыкается, при включении ламп с одинаковыми сопротивлениями напряжения на них одинаковые, при включении ламп с разными сопротивлениями (у ламп разная мощность), напряжения на них разные.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 48; упр. 24; задачи № 46, 47 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 34/15. Параллельное соединение проводников.
Основное содержание учебного материала. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Изменение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников (без формулы). Решение задач типа № 48 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Опыт по рис. 79а учебника (включение и выключение ламп, соединенных параллельно). Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 49; упр. 25.

УРОК 35/16. Экспериментальное задание «Изучение параллельного соединения проводников».
Основное содержание учебного материала. Практическая проверка выводов, полученных на предыдущем уроке, при выполнении заданий в такой последовательности (для их выполнения используют спирали, на которых указаны значения сопротивлений). Соберите цепь по схеме на рис. 18 (см. [9], с. 62); запишите показания амперметра. Добавьте второй проводник согласно рис. 19 (см. [9]); выясните, как изменилась сила тока в цепи при его включении; как изменилось общее сопротивление цепи. Подключите к проводникам вольтметр (рис. 20, см. [9]) и подберите такое сопротивление реостата, при котором стрелка вольтметра отклонится на целое число делений; пользуясь законом Ома для участка цепи, найдите полное сопротивление участка цепи R = U / I с параллельно соединенными проводниками и сравните его со значением наименьшего сопротивления этих проводников. Сделайте вывод.
На дом. Задание к повторению вопроса «Виды соединения проводников» на с. 104–105 учебника.

УРОК 35'/16'. Контрольная работа № 3 «Электрические явления» (сила тока, напряжение, сопротивление).

УРОК 36/17. Работа и мощность электрического тока.
Основное содержание учебного материала. Работа тока. Формула для ее расчета. Анализ таблицы 9 учебника. Мощность тока. Формула P = UI. Мощность некоторых источников и потребителей тока. Решение задач типа: «Лампа мощностью 40 Вт рассчитана на напряжение 120 В. Найдите сопротивление нити лампы в рабочем состоянии». Выражение работы тока через мощность и время. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по современному тарифу.
Демонстрации. Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке или в другом нагревательном приборе.
На дом. § 50–52; упр. 26–28.

УРОК 37/18. Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» (проводится по описанию в учебнике).
На дом. § 50–52 (повторить); задание 10.

УРОК 38/19. Нагревание проводников электрическим током.
Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Практическое определение КПД установки с электрическим нагревателем. Решение задачи № 1 из упр. 29 (за 30 мин до конца урока проводится контрольная работа).
Демонстрации. Нагревание током составленного из кусочков спирали и медной проволоки проводника, натянутого между двумя штативами (показывают зависимость количества теплоты от силы тока и обращают внимание на то, что при одинаковой силе тока больше нагреваются проводники с большим сопротивлением).
На дом. § 53; задачи № 2–4 из упр. 29; § 54 (прочитать самостоятельно).

УРОК 39/20. Короткое замыкание. Предохранители. Лабораторная работа № 8 «Определение кпд установки с электрическим нагревателем» (проводится по описанию в учебнике).
Основное содержание учебного материала. Причины перегрузки цепи и короткого замыкания. Предохранители. Решение задач типа: «В квартире установлены предохранители, выдерживающие силу тока 6 А. Можно ли одновременно включать лампы мощностью 60, 100 Вт, электрическую плитку и утюг, если напряжение в сети 127 В (см. табл. 9 учебника)?». Итоги контрольной работы.
Демонстрации. Наблюдение результатов перегрузки в цепи: в три штепсельные розетки, укрепленные на панели и соединенные параллельно, включаются одна за другой маломощная лампа, лабораторная плитка мощностью 200 Вт и бытовая плитка мощностью 600 Вт; предохранителем на панели служит медная проволока диаметром 0,15 мм (перегорает при силе тока 4 А), натянутая между двумя гвоздями; короткое замыкание осуществляют, касаясь оголенных участков провода отверткой с хорошо изолированной рукояткой.
На дом. § 55; задание к повторению темы «Работа и мощность электрического тока».

Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, работа, мощность, количество теплоты); действия электрического тока, виды гальванических элементов и аккумуляторов;
– законы (закон Ома для участка цепи, закон последовательного соединения проводников: IобщI1 = I2;  Uобщ = U1 + U2; закон Джоуля–Ленца); и формулы (для вычисления сопротивления проводника с учетом материала и размеров, для вычисления работы и мощности электрического тока); основные правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Иметь представление об электрических зарядах, их делимости, об электроне как носителе наименьшего электрического заряда, об электрическом поле, о ядерной модели атома и структуре ионов.
Уметь рисовать модель атома водорода; применять основные положения электронной теории для объяснения электризации тел; объяснять устройство и принцип действия электрометра;
– применять основные положения электронной теории для объяснения электрического тока в металлах, существования электрического сопротивления; объяснять устройство и принцип действия реостата, электронагревательных приборов и плавких предохранителей;
– определять, мощность, потребляемую электронагревательными приборами; кпд установки с электрическим нагревателем; снимать показания счетчика и подсчитывать стоимость потребляемой электроэнергии;
– собирать простейшие электрические цепи и чертить их схемы; измерять силу тока и напряжение, определять сопротивление и удельное сопротивление проводников;
– решать задачи с применением изученных законов и формул.

ТЕМА 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 ч)

УРОК 40/1. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
Основное содержание учебного материала. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Демонстрации. Опыты по рис. 90 учебника и по рис. 21 (с магнитными стрелками на подставке, см. [9], с. 64).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 56, 57; задачи № 54, 55 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 41/2. Магнитное поле катушки с током. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником.
Демонстрации. Опыты по рис. 96, 97 учебника; взаимодействие катушки и магнита (рис. 22, см. [9], с. 64).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 58; задача № 56 из раздела «Задачи для повторения» (для желающих); задачи из упр. 30.

УРОК 42/3. Применение электромагнитов. Электромагнитное реле.
Основное содержание учебного материала. Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноски грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать механизмы подъема. Устройство и действие электромагнитного реле. Самостоятельная работа по заданию 12 (1 и 3) на с. 123 учебника. Лабораторная работа № 9 «Сборка элекромагнита и испытание его действия».
Демонстрации. Действие модели подъемного крана. Отделение частичек железа от других металлов. Кинофрагмент «Электромагнит». (Если в физическом кабинете есть модели звонка и реле, полезно показать их работу.)
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 58 (повторить); задачи № 2 и 4 из упр. 30; задание 12 (2).

УРОК 43/4. Постоянные магниты. Экспериментальное задание «Изучение свойств магнита и получение изображения магнитных полей». Магнитное поле Земли.
Основное содержание учебного материала. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле.
Демонстрации. Опыт по рис. 108 учебника. Намагничивание железа в магнитном поле. Картины магнитных линий магнитного поля.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 59, 60 (прочитать самостоятельно); § 48 (повторить).

УРОК 44/5. Электродвигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (проводится по описанию в учебнике).
Основное содержание учебного материала. Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменение направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Устройство и работа электродвигателя. Принцип действия гальванометра (по заданию 14 на с. 1.31 учебника).
Демонстрации. Опыты по рис. 113–115 учебника. Электродвигатель постоянного тока. Гальванометр.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 61, 49 (повторить). Задание к повторению тем «Электрические явления» и »Электромагнитные явления».

УРОК 44'/5'. Повторение тем «Электрические явления» и «Электромагнитные явления».

УРОК 45/6. Контрольная работа № 4 «Электрические явления (работа и мощность тока). Электромагнитные явления».
Основные знания и умения. Иметь представление о существовании магнитного поля тока и действии магнитного поля на ток, о явлении электромагнитной индукции, о проблемах электрификации и охраны природы.
Уметь объяснять устройство и принцип действия компаса, электромагнита и электродвигателей постоянного тока, а также пользоваться ими.

ТЕМА 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10ч)

УРОК 46/1. Источники света.
Основное содержание учебного материала. Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Источники света.
Демонстрации. Излучение света различными источниками.
На дом. § 62; упр. 31.

УРОК 47/2. Прямолинейное распространение света.
Основное содержание учебного материала. Понятие луча и пучка света. Образование тени. Затмения как пример образования тени и полутени.
Демонстрации. Получение тени от точечного источника света. Образование тени и полутени двумя точечными источниками света разного цвета.
На дом. § 63; упр. 32; задание 15.

УРОК 48/3. Отражение света. Законы отражения.
Основное содержание учебного материала. Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света.
Демонстрации. Опыты по рисункам к § 64.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 64; упр. 33.

УРОК 49/4. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражения света.
Основное содержание учебного материала. Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражения света.
Демонстрации. Опыты по рисункам к § 65, 66.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 65, 66; упр. 34,35.

УРОК 50/5. Преломление света.
Основное содержание учебного материала. Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. Основные закономерности преломления света.
Демонстрации. Опыты по рисункам к § 67.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 67; упр. 36.

УРОК 51/6. Линзы. Изображения, даваемые линзами.
Основное содержание учебного материала. Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Построение изображений, даваемых линзой.
Демонстрации. Опыты по рисункам к § 68, 69.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 68, 69; упр. 37; задачи № 1 и 2 из упр. 38.


IV четверть

УРОК 52/7. Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы» (проводится по описанию в учебнике).
На дом. Задачи № 3 и 4 из упр. 38.

УРОК 53/8. Оптическая сила линзы.
Основное содержание учебного материала. Оптическая сила линзы, формула D = 1/F. Единица оптической силы – диоптрия (1 дптр). Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы.
Демонстрации. Опыт по рис. 161 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 70, 71; упр. 39; задание 16.

УРОК 54/9. Фотоаппарат.
Основное содержание учебного материала. Устройство фотоаппарата. Получение негатива и позитива. Применение фотографии.
Демонстрации. Фотоаппарат, его устройство. Негатив и позитив (в проекции на экран). Фотографии Земли и Луны, сделанные с космических аппаратов.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 72; упр. 40.

УРОК 55/10. Глаз и зрение. Очки.
Основное содержание учебного материала. Строение глаза. Функции отдельных его частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Аккомодация. Недостатки зрения. Очки.
Демонстрации. Модель глаза. Модели близорукого и дальнозоркого глаза и исправление этих недостатков линзами ([2], рис. 133, 134).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

УРОК 55'/10'. Контрольная работа № 5 «Световые явления».
Основные знания и умения. Знать физические явления и понятия (прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы); законы отражения и преломления света; Уметь практически применять основные понятия и законы; получать изображение предмета с помощью линзы; строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе; решать качественные и расчетные задачи на изученные законы.

УРОКИ 56, 57. Экскурсия.

 


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий  

Главная   Бесплатные онлайн учебники   Бесплатная подготовка по всем предметам онлайн 


© Физикон, 1999-2024 E-mail: