Главная   Новости   Доступ к бесплатным урокам






О программе

H.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

H.3.7. Как составлять практические задания к компьютерным моделям

Прежде всего, на основе вашего поурочного плана определите, какие компьютерные модели вы сможете использовать при объяснении нового материала и/или предложить учащимся для работы в компьютерном классе. Для этой цели вам также может оказаться полезной информация, размещенная в следующем параграфе: «Модели компьютерного курса в программе по физике для 10 класса».

Далее имеет смысл к каждой выбранной модели составить таблицу, в которую следует занести названия параметров, которые может изменять пользователь, обозначения этих параметров, пределы и шаг их изменения. В эту таблицу также следует занести аналогичную информацию о параметрах модели, которые рассчитываются компьютером при выполнении экспериментов, и выводятся на экран монитора. Для создания такой таблицы нужно открыть соответствующую модель, определить диапазоны изменения регулируемых параметров, а затем провести несколько опытов с крайними значениями этих параметров. Такие эксперименты позволят вам определить предельные значения и шаг расчёта параметров, которые рассчитываются компьютером в ходе экспериментов.

Рассмотрим в качестве примера компьютерную модель «Равноускоренное движение тела».

Рисунок H.3.7.1.
Вид окна модели «Равноускоренное движение тела»

Поработав несколько минут с указанной моделью, вы сможете составить таблицу её параметров. Примерный вид такой таблицы показан ниже.

Таблица. Параметры модели «Равноускоренное движение тела».

Регулируемые параметры модели
Название Обозначение Пределы изменения Шаг
Начальная скорость V0 от –5,0 до 5,0 м/c 0,1
Ускорение a от –1,0 до 1,0 м/c2 0,01
Рассчитываемые параметры модели
Время t от 0 до 2000 с 1
Скорость v от –1,0 до 6,2 м/с 0,1
Координата Г от –200 до 200 0,05
Координата s от 0 до 300 0,05

При работе с любой моделью аналогичная таблица совершенно необходима для планирования экспериментов и составления заданий, так как, в отличие от персонального компьютера, может быть всегда под рукой.

Матрица. Значения параметров модели «Равноускоренное движение тела».

Начальная скорость V0, м/с Ускорение a, м/с2 Время t, с Текущая скорость V, м/с Координата x, м Путь s, м
Равномерное движение
1. 0,5 200 0,5 100 200
2. –0,4 100 –0,4 –40 40
3. 0,8 50 0,8 40 40
4. –0,6 40 –0,6 –24 24
Равноускоренное движение
5. 0,0 0,1 50 5 125 125
6. 1,0 –0,1 10 0 5,0 5,0
7. 1,0 –0,1 20 –1,0 0,0 10
8. 0,5 0,05 60 3,5 120 120
9. –0,5 0,05 40 1,5 1,5 25
10. 0,4 –0,01 80 –0,4 0,0 16

Для заполнения, как таблиц, так и матриц можно привлечь слабых учеников, которым более сложные задания, например, по решению задач с компьютерной проверкой, явно не по силам. Как показывает опыт, слабые ученики с большим энтузиазмом выполняют эксперименты, хотя бы и однотипные, хорошо осваивают модели и впоследствии даже могут придумать и сформулировать собственные задачи. Такая работа оказывается чрезвычайно полезной как для самих учеников, так и для учителя, так как существенно экономит его время.

На основании любой строки матрицы можно сформулировать несколько задач. Отметим, что в качестве расчётных задач с последующей компьютерной проверкой предпочтительнее, так называемые, обратные задачи. Дело в том, что ответы к прямым задачам некоторые учащиеся предпочитают получать, установив значения числовых параметров модели в соответствии с условием задачи и поставив эксперимент. После получения ответа решать задачу им, как правило, уже неинтересно. Разумеется, и обратную задачу учащиеся могут пытаться «решать» экспериментальным путём, подбирая числовые значения параметров и ставя эксперименты. Однако, это занятие более длительное и не столь привлекательное, так как требует значительного количества однотипных экспериментов и не всегда приводит к нужному результату. В то же время, если задача на бумаге решена правильно и первый же эксперимент согласуется с ответом, учащиеся получают моральное удовлетворение гораздо большее, чем от ответа, полученного обманным путём. По указанной выше причине прямые задачи лучше давать в виде экспериментальных задач или заданий.

Приведём примеры прямых и обратных задач к модели «Равноускоренное движение тела», составленных с использованием выше приведенной матрицы.

Равномерное движение

Экспериментальные задачи (прямые)

  1. Пешеход начинает движение из начала координат и движется равномерно со скоростью 0,5 м/с. Определите его координату через 200 с и пройденный им путь. (100 м, 100 м).
  2. Пешеход начинает движение из начала координат и движется равномерно со скоростью –0,4 м/с. Определите его координату через 100 с и пройденный им путь. (–40 м, 40 м).

Расчетные задачи (обратные)

  1. Спортсмен начинает движение из начала координат и движется с постоянной скоростью 0,8 м/с. Определите время его движения, если он пробежал 40 м. (50 с).
  2. Спортсмен, двигаясь в отрицательном направлении оси OX, за 40 с пробежал 24 м. Определите проекцию его скорости на ось OX. (-0,6 м/с).

Равноускоренное движение

Экспериментальные задачи (прямые)

  1. Бегун начинает движение без начальной скорости и движется с ускорением 0,1 м/с2. Определите его скорость и координату через 50 с. (5 м/с, 125 м).
  2. Начальная скорость движения бегуна составляла 1,0 м/с. Определите его скорость через 10 с и пройденный им путь, если на протяжении всего движения проекция его ускорения на ось OX составляла –0,1 м/с2. (0 м/с, 5,0 м).
  3. Спортсмен начинает движение из начала координат с начальной скоростью 1,0 м/с, причём проекция его ускорения на ось OX составляет -0,1 м/с2. Через какое время после начала движения он опять окажется в начале координат? (20 с).

Расчетные задачи (обратные)

  1. Спортсмен начал движение с некоторой начальной скоростью и двигался с ускорением 0,05 м/с2 в течении 60 с, причём в конце движения его скорость составила 3,5 м/с. Определите начальную скорость спортсмена и пройденный им путь. (0,5 м/с, 120 м).
  2. Пешеход начал движение из начала координат в отрицательном направлении оси OX с начальной скоростью 0,5 м/с. Проекция ускорения на протяжении всего движения пешехода составляла 0,05 м/с2. Определите сколько времени двигался пешеход, если пройденный им путь равен 25 м. (40 с).
  3. Пешеход совершал равноускоренное движение с начальной скоростью 0,4 м/с и через 80 с вернулся в исходную точку. Определите проекцию ускорения пешехода на ось OX и пройденный им за это время путь. (–0,01 м/с2, 16 м).

Приведём также в качестве примера таблицу параметров для компьютерной модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

Вид окна модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»
Регулируемые параметры модели
Название Обозначение Пределы изменения Шаг
Начальная скорость V0 от –5,0 до 5,0 м/c 0,1
Угол α от 0 до 90° 1
Высота y от 0 до 60 м 1,0
Рассчитываемые параметры модели
Время t от 0 до 7 с 0,1
Горизонтальна координата x от 0 до 100 м 0,1
Вертикальная координата y от 0 до 100 м 0,1
Горизонтальная скорость Vx от 0 до 25 м/с 0,1
Вертикальная скорость Vy от 0 до 42 м/с 0,1
Параметры модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

Из таблицы видно, что данную модель можно применять при изучении следующих видов движения:

  1. свободное падение тела без начальной скорости,
  2. движение тела, брошенного вертикально вверх,
  3. движение тела, брошенного горизонтально,
  4. движение тела, брошенного под произвольным углом к горизонту (как с поверхности земли, так и с некоторой высоты).

Надеемся, что читателю уже понятно как составить матрицу с числовыми параметрами и сформулировать задачи на её основе. Мы же приведём в данном случае несколько задач из широко известного школьного задачника А. П. Рымкевича 1996 г. (в скобках указаны номера задач по задачнику 1988 г. издания), которые можно использовать при работе с данной моделью.

Из приведённых примеров видно, что с использованием модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» можно проиллюстрировать самые разнообразные задачи.

Возможно, у вас, уважаемый терпеливый читатель, возникли законные вопросы: «Зачем такие сложности? К чему эти таблицы и матрицы? Почему бы ни сесть просто за компьютер, открыть нужную модель, и немного с ней поэкспериментировав, подготовить несколько задач или демонстрационных опытов?». Конечно, если вы только начинаете работать с «Открытой Физикой», и предполагаете при объяснении материала показать несколько опытов или провести пробный фрагмент урока в компьютерном классе, то так и следует сделать. Автор ещё помнит, что и сам начинал подобным образом. Однако, если вы нацелены на серьёзную и длительную работу с курсом, а ведь только так можно добиться существенного учебного эффекта, то без описанных выше «сложностей» вам не обойтись. На самом деле (вскоре вы в этом убедитесь) описанные приёмы только облегчат вашу работу и сэкономят уйму времени. Представьте себе, что неожиданно интересная идея по использованию модели на уроке возникла у вас на очередном педсовете, на котором обсуждаются проблемы информатизации учебного процесса, или в другой ситуации, когда компьютер или диск с курсом недоступны. Если же вы вникли в содержание модели, то одного беглого взгляда на таблицу с параметрами вам будет достаточно, чтобы понять, можно ли использовать модель в интересующих вас целях. Матрица же поможет вам составить любое, осуществимое в рамках модели, задание или лабораторную работу. Кроме того, раз уж авторы компьютерного курса создали такие замечательные модели, то почему бы ни использовать предоставленные возможности полностью, а в этом случае без описанных выше приёмов вряд ли можно обойтись.

 


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий  

Главная   Бесплатные онлайн учебники   Бесплатная подготовка по всем предметам онлайн 


© Физикон, 1999-2024 E-mail: