Современный уровень развития науки и техники немыслим без использования компьютерных технологий в преподавании физики и астрономии в школе. Одно из направлений использования компьютера на уроках – моделирование физических процессов и явлений. Вашему вниманию предлагается пример использования интерактивной модели из «Открытой Физики» при решении задачи на движение электрона внутри заряженного конденсатора.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Электрическое поле» на примере решения задачи, требующей анализа физической ситуации, понимания физической закономерности, характеризующей описанное явление, умения использовать материал, изученный в 9 классе в разделах «Кинематика. Динамика»
Задачи урока:
Оборудование к уроку:
Домашнее задание: Г. Н. Степанова. Сборник задач по физике. М., Просвещение: 1997. Задачи № 914, 915.
План урока:
Итак, мы с вами убедились в том, что на перемещение заряда в однородном электрическом поле влияет величина потенциала данного поля. Давайте с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле» смоделируем данную ситуацию и рассмотрим траекторию движения заряда, находящегося между обкладками незаряженного и заряженного конденсатора.
Введем необходимые исходные данные для первой ситуации:
|
Рисунок M.3.3.1 |
Пронаблюдаем за движением электрона на экране.
|
Рисунок M.3.3.2 |
Теперь зададим исходные данные для второй ситуации:
|
Рисунок M.3.3.3 |
Мы с вами только что провели анализ физической ситуации. Предлагаю ознакомиться с текстом задачи.
Задача: Пусть компоненты начальной скорости электрона
Начинаем решение задачи с чертежа.
|
Рисунок M.3.3.4 |
По существу имеем задачу механики: нужно найти траекторию электрона в поле с кулоновской силой при заданных начальных условиях
Дано: |
Решение: Выберем оси координат, совместив начало системы отсчета с точкой (0, 0) – точкой влета электрона. Второй закон Ньютона имеет вид: , где . Следовательно . Рассмотрим второй закон Ньютона в проекциях на оси: Уравнение скорости движения электрона имеет вид: Проекции на оси Нам неизвестно время полета электрона в конденсаторе. Запишем закон движения в проекции на оси координат:
|
Найти: |
Проверим результаты. Проведем компьютерный эксперимент с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле».
|
Рисунок M.3.3.5 |
Задача решена верно.
Задания повышенного уровня сложности
Определить направление скорости электрона после пролета конденсатора.
Дано: |
Решение: Выберем оси координат, совместив начало системы отсчета с точкой (0, 0) – точкой влета электрона. Второй закон Ньютона имеет вид: , где . Следовательно . Рассмотрим второй закон Ньютона в проекциях на оси: Для того, чтобы найти tg α необходимо определить Уравнение скорости движения электрона имеет вид: Проекции на оси |
Найти: tg α |
Как изменится время полета и дальность полета электрона, если напряженность электрического поля возрастет в 2 раза? Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ответ.
Прошу вас обратить внимание, что домашняя задача № 915 аналогична разобранной на уроке.
Главная Новости Доступ к бесплатным урокам |
|||||
|
|||||
|