В тексте встречаются ссылки на следующие журналы:
[*] – Физика в школе. 1989. №4
[**] – Физика в школе. 1986. №5.
Полугодие | Примерные сроки | Тема программы | Количество часов по программе | Лабораторные работы | Количество контрольных работ |
I | Электродинамика (продолжение) | ||||
01.09–16.09 | 5. Электромагнитная индукция | 8 (9) | № 1 | ||
Колебания волны 48 (57) | |||||
17.09–15.10 | 1. Электромагнитные колебания | 17 (19) | № 2–5 | 1 (1) | |
16.10–18.12 19.12–28.12 |
2. Электромагнитные волны Радиоволны. Световые волны |
31 (38) | 1 | ||
II | 11.01–31.01 | Элементы теории относительности | 4 (4) | – | – |
Квантовая физика 29 (34) | |||||
01.02–06.03 | 1. Световые кванты | 10 (12) | № 6 | 1 | |
22.02–20.03 | 2. Атом и атомное ядро | 19 (24) | 1 | ||
07.03–14.03 | Обобщающие занятия. |
4 (4) | – | ||
15.03–15.04 | Лабораторный физический практикум | 10 | |||
16.04–23.05 | Обобщающее повторение | 33 | 1 | ||
Итого | 01.09–28.12 11.01–23.05 |
4 темы | 136 (151) | 6 + 10-часовой лабораторный практикум | 5 |
Уроки с повтором нумерации, снабженной штрихами ' и ", должны восприниматься как желательные, но не обязательные для базового курса физики.
Для удобства проставлены номера основных иллюстраций, имеющих возможность увеличения, а также интерактивных моделей.
Примерное планирование дано по учебнику Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 1990–1999. При использовании других учебников рекомендуется обращать внимание на «Основное содержание учебного материала», «Демонстрации», «Таблицы», «Интерактивные модели, основные иллюстрации» из курса «Открытая Физика 2.6», «Задание на дом» и «Методические указания», изменяя только номера параграфов, соответствующих выбранному новому учебнику из федерального комплекта.
ТЕМА 5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (8 ч)
УРОК 1/1. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.
Основное содержание учебного материала. История открытия электромагнитной индукции. Разбор вопросов:
УРОК 1'/1'. Лабораторная работа № 1. Изучение явления электромагнитной индукции.
Основное содержание учебного материала. См. с. 237 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 2/2. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Основное содержание учебного материала. Явление электромагнитной индукции в сплошных проводниках. Применение и учет этого явления в технике. Решение задач типа 909-Р.
Демонстрации. Опыты 173, 174, § 1, 2, 3 [4].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 3/3. Закон электромагнитной индукции.
Основное содержание учебного материала. Значение модуля ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Единицы магнитной индукции и магнитного потока. Решение задач типа 828-Р.
На дом. § 4, упр. 1 (7, 8); задача № 912 – Рымкевич.
УРОК 4/4. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 1093, 1096, 1097, 1100 [3]. Самостоятельное решение задач 1094, 1095 [3] и 1196, 1198 [19].
На дом. Повторить § 3, 4; задачи № 905, 908, 912 – Рымкевич.
УРОК 5/5. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Основное содержание учебного материала. Вихревое электрическое поле. Источник этого поля и его свойства: замкнутость линий напряженности, зависимость работы от формы траектории. Решение задачи № 1206 [19] и разбор вопросов:
УРОК 6/6. Самоиндукция. Индуктивность.
Основное содержание учебного материала. Явление самоиндукции. Зависимость магнитного потока от силы тока в контуре. Индуктивность. Единица индуктивности. ЭДС самоиндукции. Учет и применение самоиндукции в технике. Решение задач типа 924-Рымкевич; 1246, 1253, 1254 [19]; 1114, 1117 [3]. Разбор вопросов:
УРОК 7/7. Энергия магнитного поля.
Основное содержание учебного материала. Аналогия между самоиндукцией и инерцией, формула энергии магнитного поля. Решение задач № 1121, 1123 [3]. Самостоятельная работа по текущему материалу.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 8/8. Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция».
Основное содержание учебного материала. Основные положения электродинамики. Связь между переменным электрическим и магнитным полями. Электромагнитное поле. (При проведении урока следует использовать уже изученный материал в курсе «Физика-10»«Близкодействие»; «Электрическое поле».)
Основные знания и умения.
Знать понятия, физические величины и их единицы (магнитный поток, индуктивность); законы и формулы (правило Ленца, закон электромагнитной индукции, формулы для ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля).
Уметь демонстрировать явление электромагнитной индукции различными способами; применять правило Ленца к определению направления индукционного тока; объяснять явление самоиндукции.
ТЕМА 1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ (17 ч)
УРОК 9/1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Основное содержание учебного материала. Понятие о свободных электромагнитных колебаниях. Возникновение колебаний в контуре. Взаимные превращения энергии электрического и магнитного полей в колебательном контуре. Решение задач типа:
УРОК 10/2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.
Основное содержание учебного материала. Динамика процессов, происходящих в колебательном контуре и при колебаниях груза на пружине (математического маятника). Изменение физических величин и их взаимные соответствия (с. 30 учебника, табл. 1). Уравнения, описывающие количественные процессы в колебательном контуре. Превращения энергии электромагнитного поля. (Это самая сложная часть данной главы; следует повторить к этому уроку «Механические колебания»; потребуется умение брать производные.)
На дом. § 13, 14. Повторить: «Колебания груза на пружине», «Энергия колебательного движения» («Физика-9»).
УРОКИ 11/3, 12/4. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона).
Основное содержание учебного материала. Гармонические свободные колебания. Амплитуда, период и частота. Решение уравнения, описывающего процессы в колебательном контуре. Гармонические колебания силы тока и заряда. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона). Разбор задач № 1 (с. 52 учебника) и 940 – Рымкевич.
Демонстрации. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура [5], опыт 14, ч. 2.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 13/5. Фаза колебаний.
Основное содержание учебного материала. Понятие о фазе колебаний. Описание гармонических колебаний с помощью функций синуса и косинуса. Сдвиг фаз. Разбор задач, приведенной в конце параграфа и типа: измерьте длину подвешенной вертикально пружины (или резинового жгута) и прикрепите к ней груз. Определите удлинение пружины. Рассчитайте период колебаний этого груза (масса его неизвестна) и проверьте экспериментально полученный ответ.
Демонстрации. Запись колебательного движения (начальная фаза) [5], опыт 4.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 14/6. Переменный электрический ток.
Основное содержание учебного материала. Понятие о переменном токе как вынужденных колебаниях в электрической цепи. Гармонические колебания напряжения и силы тока, их мгновенные амплитудные и действующие значения. Решение задач № 953, 954 – Рымкевич.
Демонстрации. Осциллограммы переменного тока; [5], опыт 16, Амплитудное и действующее значения напряжения; [5], опыт 17.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 15/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 949, 952, 957 – Рымкевич. Работа с дидактическим материалом [13], № 104Т1–104Т6, 105Т1–105Т6, 106Т1–106Т6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 15'/7'. Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.
Основное содержание учебного материала. Понятия об активном, емкостном и индуктивном сопротивлениях. Действующие значения силы тока и напряжения. Разбор задач № 960, 963*, 965, 966 – Рымкевич. Работа с дидактическим материалом [4], № 107Т1–107Т6.
Демонстрации. Зависимость емкостного сопротивления от частоты переменного тока, электроемкости конденсатора и индуктивного – от частоты переменного тока, индуктивности катушки [З], опыт 8.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 16/8. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Разбор задач № 2, 3 на с. 52, 53 учебника. Решение задач типа № 969, 970 – Рымкевич.
На дом. Задачи № 4, 5 из упр. 2; повторить «Механический резонанс».
УРОК 17/9. Электрический резонанс.
Основное содержание учебного материала. Резонанс в колебательном контуре. Амплитуда силы тока при резонансе. Использование резонанса в радиосвязи. Учет и значения резонанса в электрической цепи. Решение задачи № 972 – Рымкевич.
Демонстрации. Электрический резонанс; [5], опыт 22.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 17'/9'. Генератор на транзисторе. Автоколебания.
Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия транзистора, эмиттерный и коллекторный переход. Принципиальная и структурная схемы автоколебательной системы.
Демонстрации. Генератор на транзисторе. Осциллограмма колебаний.
На дом. § 22. Повторить «Транзисторы» («Физика-10»),
УРОК 18/10. Генерирование электрической энергии.
Основное содержание учебного материала. Производство электрической энергии. Устройство и принцип действия генератора переменного тока. Самостоятельная работа.
Демонстрации. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле; [5], опыт 26. Устройство и действие генератора переменного тока (на модели).
На дом. § 23; задачи № 1, 2 из упр. 3; повторить § 4; 5; б («Физика-11»).
УРОК 19/11. Трансформаторы.
Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Работа трансформатора в режиме холостого хода и в режиме нагрузки. Решение задач № 977; 978 – Рымкевич. Обсуждение задания из упр. 3 (задача № 4) и вопросов типа:
УРОК 20/12. Производство, передача и использование электрической энергии.
Основное содержание учебного материала. Способы производства электроэнергии, их преимущества и недостатки. Схема преобразования электрической энергии, ее передача по линиям переменного и постоянного тока; пути уменьшения потерь электроэнергии при передаче. Использование электрической энергии в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Развитие энергетики и охрана окружающей среды. Работа с дидактическим материалом [13], 1010Т1–1010Т6.
Демонстрации. Действующая модель линии электропередачи с применением повышающего и понижающего трансформаторов, [5], опыт 30.
На дом. § 25, 26; 27; задачи 979*; 980 – Рымкевич.
УРОК 21/13. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:
УРОК 22/14. Повторительно-обобщающий урок. Описание и особенности различных видов колебаний.
Основное содержание учебного материала. Описание колебаний. Отличительные особенности свободных, вынужденных и электрических автоколебаний. Зависимость частоты свободных колебаний от параметров колебательной системы. Основные характеристики гармонических колебаний. Соответствие свободных механических и электрических колебаний. Переменный электрический ток. Превращение энергии при колебаниях. Аналогия физических процессов автоколебательных систем (маятниковых часов и генератора на транзисторе). Самостоятельный разбор учащимися кратких итогов глав 1–3; выполнение заданий из [10], с. 83–92 (по выбору учителя).
На дом. Повторить краткие итоги глав 1–3; задачи по выбору учителя для подготовки к контрольной работе.
УРОК 23/15. Контрольная работа № 1 «Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания».
УРОК 24/16, 25/17. Резервное время.
Основные знания и умения.
Знать понятия, физические величины и их единицы (колебательный контур, собственная частота контура, коэффициент трансформации, фаза колебаний, сдвиг фаз); законы и формулы (формула Томсона; формулы, выражающие соотношение между количеством витков в обмотках трансформатора, силой тока в них и напряжением на них).
Уметь объяснять физические процессы, происходящие при свободных электромагнитных колебаниях в контуре; записывать уравнение свободных электромагнитных колебаний в контуре; объяснять принцип получения переменного тока; записывать формулу для ЭДС; объяснять принцип действия и устройство генератора переменного тока, принцип действия и устройство трансформатора, способы повышения КПД трансформаторов; объяснять взаимопревращения энергии в процессе производства, передачи и потребления; решать задачи в общем виде, применяя изученные законы и формулы.
ТЕМА 2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (30 ч), РАДИОВОЛНЫ (9 ч)
УРОК 26/1. Волновые явления. Электромагнитные волны.
Основное содержание учебного материала. Передача энергии в связанной системе. Образование волн. Поперечные и продольные волны. Конечность скорости распространения волн. Энергия волны. Длина волны. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения. Электромагнитные волны. Образование электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн.
Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн; [5], опыт 31. Кинофрагмент «Поперечные и продольные волны».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 27/2. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.
Основное содержание учебного материала. Понятие об электромагнитной волне. Конечность скорости ее распространения, Поперечность электромагнитных волн. Понятие об их поляризации. Особенности распространения волн: отражение, преломление и поглощение волн на границе раздела двух сред. Понятие об интерференции и дифракции волн. Анализ опытов с генератором сантиметровых волн; решение на этой основе экспериментальных задач типа:
УРОК 28/3. Плотность потока электромагнитного излучения.
Основное содержание учебного материала. Направление распространения и перенос энергии. Плотность потока электромагнитного излучения. Точечный источник излучения. Зависимость плотности потока от расстояния, частоты. Закрепление вопросов и понятий: ускорение заряда – условие излучения электромагнитных волн; открытый колебательный контур; вибратор Герца; связь энергии излучения с частотой колебаний; скорость электромагнитных волн. Решение задач типа:
УРОК 29/4. Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.
Основное содержание учебного материала. Устройство радиоприемника Попова. Принципы радиосвязи. Понятие о модуляции. Структурная схема радиовещательного тракта. Модуляция. Детектирование.
Демонстрации. Кинофильм «Физические основы радиопередачи».
На дом. § 32, 33; отрывок из статьи А.С.Попова [21], с. 105–107; повторить «Полупроводниковый диод» («Физика-10»).
УРОК 30/5. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.
Основное содержание учебного материала. Амплитудная модуляция. Простейшая схема амплитудного модулятора. Детектирование. Схема и вольт-амперная характеристика простейшего детектора. Схема простейшего детекторного радиоприемника. Решение задач № 984, 985, 986, 987 – Рымкевич и типа:
УРОК 31/6. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Работа с дидактическим материалом [13], № 1015Т1–1015Т6; решение задач типа:
УРОК 32/7. Распространение радиоволн. Радиолокация.
Основное содержание учебного материала. Условия распространения радиоволн. Длинные, средние и короткие радиоволны. Понятие о радиолокации. Принцип работы радиолокатора. Использование радиолокации в военном деле, для навигации и локации планет. Решение задач типа № 992, 993 – Рымкевич, а также типа:
УРОК 33/8. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Самостоятельная работа – выполнение заданий из [10], с. 92–103 (по выбору учителя). Решение задач типа:
УРОК 33'/8'. Телевидение. Развитие средств связи (изучаются в ознакомительном плане).
Основное содержание учебного материала. Принцип получения телевизионного изображения. Использование диапазона УКВ для телевизионной трансляции. Основные направления развития средств связи. Краткие сообщения учащихся. Обсуждение вопросов типа 2 и 3 из упр. 4. Итоги главы 4.
Демонстрации. Кинофильм «Телевидение».
На дом. § 38, 39; задача № 1003 – Рымкевич. Итоги гл. 4, с. 90 учебника.
УРОК 34/9. Обобщающий урок «Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн».
Основное содержание учебного материала. Основные характеристики электромагнитных волн. Связь скорости и длины волны с частотой колебаний. Излучение электромагнитных волн. Плотность потока излучения. Радиотелефонная связь. Модуляция. Кратковременная письменная работа.
УРОК 35/1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.
Основное содержание учебного материала. Электромагнитная природа света. Корпускулярная и волновая теории. Диапазон частот оптического излучения. Конечность скорости света. Методы ее определения, численное значение. Понятие о световом пучке. Световой луч. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Разбор задач № 1 (с. 104–105 учебника) и 1005, 1007 – Рымкевич.
Демонстрации. Прямолинейное распространение света; [5], опыт 73. Получение тени и полутени [5], опыт 61. Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 36/2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
Основное содержание учебного материала. Повторение закона отражения света («Физика-8»). Отражение света на границе раздела двух сред. Понятие о вторичных волнах. Принцип Гюйгенса. Использование его для объяснения отражения световых волн. Закон отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое и действительное изображения. Разбор задач № 2 (с. 105 учебника) и 6 из упр. 5. Работа с дидактическим материалом [13], №1019Т1–1019Т6, 1020Т1–1020Т6.
Демонстрации. Отражение света [5], опыт 66, законы отражения; [5], опыт 68. Изображение в плоском зеркале; [5], опыт 69. Видеофильм «Принцип Гюйгенса».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 37/3. Закон преломления света.
Основное содержание учебного материала. Преломление света. Использование принципа Гюйгенса для объяснения этого явления. Закон преломления света. Показатель преломления, его связь с физическими характеристиками вещества. Ход лучей в треугольной призме. Разбор задач № 3–5 (с. 105, 106 учебника) и типа № 1024, 1026 – Рымкевич.
Демонстрации. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред [5], опыт 67. Закон преломления света; [5], опыт 72.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 38/4. Лабораторная работа № 2 «Измерение показателя преломления стекла».
Основное содержание учебного материала. Выполняется по учебнику, с. 237–239.
На дом. Повторить § 42; задачи № 1039, 1044 – Рымкевич.
УРОК 39/5. Полное отражение.
Основное содержание учебного материала. Явление полного отражения света. Предельный угол полного отражения. Использование явления полного отражения в волоконной оптике. Решение задач типа № 1042 – Рымкевич и № 12 из упр. 5.
Демонстрации. Полное отражение света; модель световода; [З], опыт 73.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 40/6. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Работа с дидактическим материалом [13], № 1022Т1–1022Т6, 1023Т1–1023Т6; решение задач типа:
УРОК 40'/6'. Линза. Построение изображений, даваемых линзами.
Методическое указание. Этот и последующие уроки посвящены линзам, построению изображений с помощью линз, формуле линзы. Несмотря на то, что в соответствии с настоящей программой, этот материал не должен изучаться и частично перенесен для изучения в 8-й кл., мы считаем его крайне важным и рекомендуем учителям физики повторить его с учащимися. Основное содержание учебного материала. Виды линз. Оптический центр линзы и ее оптические оси. Фокусное расстояние линзы, ее оптическая сила. Построение действительных и мнимых изображений, получаемых с выпуклых и вогнутых линз. Увеличение линзы. Разбор задач типа:
УРОК 40"/6". Проекционный аппарат. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Устройство и действие проекционного аппарата. Работа с дидактическим материалом [13], № 1025Т1–1025Т6, 1027Т1–1027Т6; решение задач типа:
УРОК 40'"/6'". Фотоаппарат. Глаз. Очки.
Основное содержание учебного материала. Устройство и действие фотоаппарата. Диафрагмирование и глубина резкости изображения. Глаз как оптическая система. Аккомодация глаза. Расстояние наилучшего зрения. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Разбор задач № 1139, 1142, 1145 – Рымкевич.
Демонстрации. Устройство и действие фотоаппарата [5], опыт 77. Модель глаза [5], опыт 79.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 40""/6"". Формула линзы. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Оптическая сила. Фокусное расстояние. Вывод формулы тонкой линзы. Решение задач (по усмотрению учителя).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 41/7. Повторительно-обобщающий урок. Геометрическая оптика.
Основное содержание учебного материала. Законы геометрической оптики: прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Построение изображений в плоском зеркале, тонкой линзе, оптических приборах. Самостоятельная работа – выполнение отдельных заданий из [10], с. 184–186.
Методические указания. Задания выбираются по усмотрению учителя.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 42/8. Дисперсия света.
Основное содержание учебного материала. Скорость света в веществе. Зависимость показателя преломления вещества от частоты падающего света. Понятие дисперсии. Связь дисперсии с отражением и поглощением света телами. Окраска тел. Светофильтры. Дисперсия и спектральное разложение света. Разбор вопросов и задач типа №1046–1050 – Рымкевич.
Демонстрации. Получение сплошного спектра на экране [5], опыт 81.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 43/9. Интерференция механических волн и света.
Основное содержание учебного материала. Сложение волн. Интерференция. Условие минимумов и максимумов. Когерентные волны. Распределение энергии при интерференции. Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Анализ задач типа № 1060 – Рымкевич, а также типа:
УРОК 44/10. Некоторые применения интерференции.
Основное содержание учебного материала. Проверка качества обработки поверхностей. Просветление оптики. Решение задач № 1054, 1055, 1060, 1061 – Рымкевич.
Демонстрации. Фрагмент «Интерференция света» из кинофильма «Волновые свойства света».
На дом. § 47; задачи № 1057, 1060 – Рымкевич.
УРОК 45/11, 46/12. Дифракция механических волн и света.
Основное содержание учебного материала. Способность волн огибать препятствия. Явление дифракции механических волн на поверхности воды. Дифракция света. Использование принципа Гюйгенса-Френеля для объяснения этого явления. Опыт Юнга по наблюдению дифракции света. Дифракция света от тонкой нити и узкой щели. Границы применимости геометрической оптики. Разрешающая способность оптических приборов. Разбор вопросов типа:
УРОК 47/13. Дифракционная решетка.
Основное содержание учебного материала. Устройство дифракционной решетки. Условия образования максимумов дифракционного спектра. Разложение света в спектр при помощи дифракционной решетки. Решение задач типа № 1063, 1064, 1065 – Рымкевич, разбор задачи № 2 на с. 130 учебника и вопросов типа:
УРОК 48/14. Лабораторная работа №4 «Наблюдение интерференции и дифракции света».
Основное содержание учебного материала. Выполняется по учебнику, с. 239–241.
На дом. Задачи № 1062, 1069, 1070 – Рымкевич.
УРОК 49/15. Определение длины световой волны. Решение задач. Лабораторная работа № 3 «Измерение длины световой волны».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 50/16. Поляризация света. Поперечность световых волн.
Основное содержание учебного материала. Явление поляризации света. Понятия естественного и поляризованного света. Поперечность световых волн. Поляроиды. Решение задач, подготовка к контрольной или самостоятельной работе (по выбору учителя).
Демонстрации. Поляризация света поляроидами; [5], опыт 91. Применение поляроидов при изучении механических напряжений в деталях конструкции; [5], опыт 96. Кинофильм «Поляризация света».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 50'/16'. Контрольная работа № 2 «Электромагнитные волны».
УРОК 50/17. Виды излучений. Источники света. Повторение темы «Световые волны».
Основное содержание учебного материала. Источники света. Диапазон длин волн видимого света. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Катодолюминесценция. Хемилюминесценция. Фотолюминесценция. Контрольная или самостоятельная работа. Примерное содержание приведено в [13], №1031Т1–1031Т6.
На дом. §59.
УРОК 51/18. Спектры и спектральный анализ.
Основное содержание учебного материала. Распределение энергии в спектре. Спектральная плотность интенсивности излучения. Спектральные аппараты. Устройство призменного спектрографа. Спектроскоп. Виды спектров (непрерывный, линейчатый, полосатый). Спектр поглощения. Спектральный анализ и его применение.
Методическое указание. При подготовке и проведении урока необходимо использовать учебный материал из курса астрономии. (См. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия-11. М.: Просвещение, 1991. Гл. IV. Методы астрофизических исследований, с. 50–57; таблицы по курсу астрономии и другую литературу).
Демонстрации. [5], опыт 81, 100. Спектроскоп (таблица).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 52/19. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия призменного спектрографа. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. Работа выполняется по описанию в учебнике, с. 241, 242.
Методическое указание. Работу можно проводить и позже, после изучения квантовых постулатов Бора.
УРОК 52'/19'. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Методическое указание. Этот и три последующих урока можно объединить в один и провести в форме лекции.
Основное содержание учебного материала. Излучение света нагретым телом. Невидимые излучения в спектре нагретого тела. Диапазон частот инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Их источники, свойства и применения. Разбор вопросов:
УРОК 52"/19". Рентгеновское излучение.
Основное содержание учебного материала. Понятие рентгеновского излучения. Открытие рентгеновских лучей. Природа рентгеновского излучения и его получение. Свойства и применения рентгеновских лучей.
Демонстрации. Устройство рентгеновской трубки (таблица). Кинофильм «Рентгеновы лучи». Видеофильм «Невидимые лучи».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 53/20. Шкала электромагнитных излучений.
Основное содержание учебного материала. Виды электромагнитных излучений. Зависимость их физических свойств от диапазона частот (длин волн). Методы получения и регистрации электромагнитных излучений. Самостоятельное заполнение учащимися таблицы, содержащей следующие графы: вид излучения, диапазон частот, источники, свойства, применения.
Демонстрации. Шкала электромагнитных излучений (по таблице или форзацу учебника).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 54/21. Повторительно-обобщающий урок по темам «Световые волны», «Излучение и спектры».
Методическое указание. На этом уроке можно провести контрольную работу.
Основное содержание учебного материала. Скорость света в вакууме. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света. Применение и использование волновых свойств света. Электромагнитная природа света. Виды излучений. Источники света. Спектры, виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных волн. Самостоятельный анализ учащимися кратких итогов глав 5,7.
На дом. Повторить краткие итоги глав 5, 7; задачи и вопросы по усмотрению учителя.
УРОК 55/22. Резервное время.
Основные знания и умения.
Знать понятия, физические величины и их единицы (волна поперечная и продольная, электромагнитные волны и их свойства, модуляция и демодуляция, когерентность, интерференция (света), дифракция, скорость света (численную величину), виды спектров);
законы и формулы (связь между скоростью, длиной и частотой волны, условия максимумов и минимумов интерференционной картины, принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, зависимость скорости света от показателя преломления).
Уметь объяснять механизм распространения волн в различных средах, различие между волной и гармоническим колебанием, условия излучения электромагнитных волн; принципы радиосвязи, радиолокации, работы простейшего радиоприемника; явления дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации;
измерять относительный показатель преломления, длину волны по дифракционному спектру;
собирать простейшие оптические системы;
решать задачи, применяя изученные законы и формулы.
УРОК 57/1. Законы электродинамики и принцип относительности.
Основное содержание учебного материала. Сущность специальной теории относительности. Принцип относительности в механике и электродинамике. Измерение скорости света. Опыт Майкельсона. Решение задач типа: пассажирский поезд движется со скоростью 90 км/ч и обгоняет товарный состав длиной 1800 м, скорость которого 60 км/ч. Сколько времени пассажир, стоящий у окна, будет видеть товарный состав? (Решите эту же задачу при условии встречного движения.)
Демонстрации. Кинофрагмент «Принцип относительности Галилея».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 58/2. Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.
Основное содержание учебного материала. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света в вакууме для всех инерциальных систем отсчета. Предельность скорости света в вакууме. Релятивистский закон сложения скоростей. Решение задач № 1077, 1078 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 59/3. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.
Основное содержание учебного материала. Зависимость массы тела от скорости его движения, экспериментальное подтверждение этой зависимости. Импульс тела. Основной закон релятивистской динамики. Решение задач типа № 1081 – Рымкевич; работа с дидактическим материалом [13], №1033Т1–1033Т6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 60/4. Связь между массой и энергией.
Основное содержание учебного материала. Связь между массой тела и энергией – важнейшее следствие теории относительности. Связь массы с энергией при малых скоростях движения. Формула Эйнштейна. Энергия покоя тела. Экспериментальные доказательства справедливости формулы
Демонстрации. Видеофильм «Элементы теории относительности».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
Основные знания. Иметь представление о существовании предельной скорости передачи сигналов, о зависимости массы от скорости и взаимосвязи массы и энергии.
ТЕМА 1. СВЕТОВЫЕ КВАНТЫ (10 ч)
УРОК 61/1. Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.
Основное содержание учебного материала. Противоречия между классической электродинамикой Максвелла и закономерностями распределения энергии в спектре теплового излучения. Гипотеза Планка. Понятие кванта как энергии электромагнитного излучения. Постоянная Планка. Явление фотоэффекта. Опыты Герца и Столетова. Законы фотоэффекта. Анализ задач типа № 1100, 1101 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыты 111–113. Видеофильм «Фотоэффект».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 62/2. Теория фотоэффекта.
Основное содержание учебного материала. Гипотеза Эйнштейна о прерывистой структуре света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, физический смысл понятий «работа выхода электрона» и «красная граница фотоэффекта». Объяснение законов фотоэффекта с точки зрения квантовой теории. Анализ вопросов и решение задач типа:
УРОК 63/3. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Работа с дидактическим материалом [13], № 1034Т1–1034Т6; решение задач типа № 1 из упр. 8 и № 1115-Рымкевич, а также типа: в явлении фотоэффекта электроны, вырываемые с поверхности металла излучением частотой 2∙1015 Гц, полностью задерживаются тормозящим полем при разности потенциалов 7 В, а вырываемые излучением частотой 4∙1015 Гц – при разности потенциалов 15 В. Вычислите постоянную Планка.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 64/4. Фотоны.
Основное содержание учебного материала. Понятие фотона. Основные величины, характеризующие свойства фотона: масса, скорость, энергия, импульс. Дуализм свойств света. Решение задач типа № 1207, 1213-Рымкевич, а также типа: в табл. II (см. [Физика в школе, 1986. №6], с. 46) приведены средние значения характеристик фотонов различных видов электромагнитных излучений. Проследите, как изменяется энергия фотонов при увеличении длины волны. Укажите излучения, фотоны которых обладают самой большой энергией (массой). В каких излучениях и почему должны заметнее проявляться волновые свойства? Работа с [21], с. 147–149.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 65/5. Применение фотоэффекта.
Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия вакуумного и полупроводникового фотоэлементов. Фотореле. Фоторезистор. Самостоятельная работа: проанализировать и пояснить содержание табл. 1 (см. [19], с.46).
Демонстрации. Опыты: [4], опыт 163; [5], опыты 114, 115; 2-й фрагмент из кинофильма «Фотоэлементы и их применение».
На дом. § 69; задачи № 1106, 1108 – Рымкевич; повторить § 73 «Электрический ток через контакт полупроводников
УРОК 65'/5'. Эффект Комптона.
Основное содержание учебного материала. Понятие об эффекте Комптона. Объяснение этого эффекта на основе законов сохранения энергии и импульса. Роль эффекта Комптона в утверждении представлений о корпускулярно-волновом дуализме света. Самостоятельное составление таблицы «Свойства фотона и электрона»; сравнительный анализ масс, скоростей, энергий, импульсов, электрических зарядов этих двух частиц. Решение задач на эффект Комптона (по усмотрению учителя).
Методические указания. При изложении этого материала можно воспользоваться книгой Б.М.Яворского, А.А.Пинского «Основы физики» (т. 2. М., Наука, 1981, § 32.6).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 66/6. Давление света.
Основное содержание учебного материала. Понятие о давлении света. Опыты П.Н.Лебедева. Объяснение давления света на основе волновых и квантовых представлений. Решение задачи № 1138 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «Давление света». Видеофильм «Опыт Лебедева».
На дом. § 70; вопросы к параграфу; задача № 1139 – Рымкевич.
УРОК 67/7. Химическое действие света. Фотография.
Основное содержание учебного материала. Химическое действие света как одно из проявлений взаимодействия света и вещества. Фотосинтез. Основы фотографии. Решение задач типа:
УРОК 68/8. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:
проанализируйте таблицу «Работа выхода электрона» (табл. 11-Рымкевич, с. 173) и ответьте на следующие вопросы:
УРОК 69/9. Самостоятельная работа по теме «Световые кванты».
Основное содержание учебного материала. Решение задач (по вариантам) примерно такого содержания:
I вариант
УРОК 69'/9'. Повторительно-обобщающий урок «Развитие взглядов на природу света», «Элементы теории относительности».
Основное содержание учебного материала. Электромагнитная природа света. Корпускулярная и волновая теории света (теории Ньютона и Гюйгенса). Теория Максвелла. Основные положения волновой теории и ее экспериментальное обоснование (примеры волновых свойств света и оптических явлений, объясняемых волновой теорией). Основные положение квантовой теории света и ее опытное обоснование (примеры оптических явлений, объясняемых только на основе этой теории), единство волновых и квантовых свойств света. Решение задач типа:
УРОК 70/10. Контрольная работа по темам «Электромагнитные волны», «Световые кванты».
Методические указания. Примерное содержание контрольной работы приведено в [10], с. 188–190 и [8], с. 113–122, однако в связи с изменением программы не следует предлагать учащимся шестые задания всех вариантов работы в [8], а третьи задания II и III вариантов работы в [10] заменить следующими:
Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (световой квант (фотон), работа выхода электрона); закон фотоэффекта, уравнение Эйнштейна и формулы для вычисления энергии, массы и импульса фотона. Иметь представление о химическом действии света. Уметь объяснять существование красной границы фотоэффекта, природу светового давления, принцип действия и применение фотоэлементов.
ТЕМА 2. ATOM И АТОМНОЕ ЯДРО (21 ч)
УРОК 71/1. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Основное содержание учебного материала. Опытные данные, указывающие на сложное строение атома. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атомов и ядер. Обсуждение вопросов типа:
УРОК 72/2. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
Основное содержание учебного материала. Трудности классического объяснения ядерной модели атома Резерфорда. Существование линейчатых спектров испускания и поглощения и невозможность их объяснения на основе классических представлений. Квантовые постулаты Бора. Энергетические уровни атома. Наглядное изображение изменений внутренней энергии атома с помощью схемы энергетических уровней. Модель атома водорода по Бору. Поглощение света. Разбор задания 4 из упр. 9.
Демонстрации. [5], опыты 99, 100.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 72'/2'. Испускание и поглощение света атомами.
Основное содержание учебного материала. Использование постулатов Бора для раскрытия механизма испускания и поглощения света атомом. Объяснение (на качественном уровне) происхождения линейчатых спектров испускания и поглощения. Решение задач типа:
УРОК 73/3. Вынужденное излучение света. Лазеры.
Основное содержание учебного материала. Понятие о вынужденном (индуцированном) излучении. Принцип действия лазеров. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров. Роль отечественных ученых в создании квантовых генераторов света.
Демонстрации. Диафильмы «Квантовые генераторы», «Голография».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 74/4. Повторительно-обобщающий урок «Создание квантовой теории».
Основное содержание учебного материала. Плодотворность теории Бора для объяснения устойчивости атомов, линейчатости атомарных спектров, квантового характера взаимодействия света с атомами вещества. Противоречивость теории Бора, ее справедливость только для водородоподобных ионов. Создание квантовой теории. Углубление представлений о строении и свойствах вещества. Корпускулярно-волновой дуализм частиц вещества.
На дом. § 74, краткие итоги главы 9 (с. 184, 185), повторить § 72, 73.
УРОК 75/5. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.
Основное содержание учебного материала. Ионизирующее и фотохимическое действие частиц как основа различных методов их изучения. Устройство, принцип действия и область применения сцинцилляционного счетчика, счетчика Гейгера, полупроводникового Счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, толстослойных фотоэмульсий. Полупроводниковый счетчик – дополнительный материал. Преимущества и недостатки различных экспериментальных методов. Анализ задач № 1157–1159 – Рымкевич, а также типа:
УРОК 76/6. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Основное содержание учебного материала. Понятие о естественной радиоактивности как самопроизвольном превращении атомных ядер. Состав радиоактивного излучения. Физическая природа и свойства альфа-, бета- и гамма-излучений. Решение задач № 1163, 1164 – Рымкевич.
Демонстрации. Фрагмент «Открытие естественной радиоактивности» из кинофильма «Радиоактивность и атомное ядро».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 77/7. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Методические указания. Перед ее проведением анализируются вопросы типа: в камере Вильсона, перегороженной толстой пластиной, замечен след частицы (см, [**], с. 50, рис. 10). В какую сторону двигалась частица? Каков знак ее заряда, если линии индукции магнитного поля направлены перпендикулярно плоскости чертежа к читателю?
На дом. Повторить § 77–78.
УРОК 78/8. Радиоактивные превращения.
Основное содержание учебного материала. Что происходит с веществом при радиоактивном превращении? Постоянство излучений. Выделение энергии.
Образование новых элементов. Правило смещения. Разбор задач №1165, 1167 – Рымкевич.
На дом. § 79, задача № 1, упр 10; 1166 – Рымкевич.
УРОК 79/9. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
Основное содержание учебного материала. Понятие об активности радиоактивного элемента. Вывод закона радиоактивного распада. Период полураспада. Статистический характер явления радиоактивного распада. Решение задач № 1169, 1170 – Рымкевич, а также типа:
УРОК 80/10. Изотопы. Их получение и применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Основное содержание учебного материала. Радиоактивные превращения. Существование элементов с одинаковыми химическими свойствами, но различающихся своей радиоактивностью. Изотопы, их положение в периодической системе. Дейтерий, тритий. Измерение относительных атомных масс. Разбор задач № 1172, 1186 – Рымкевич.
Методические указания. На уроке могут быть обсуждены следующие вопросы: меченые атомы; получение и применение радиоактивных изотопов; применение радиоактивных изотопов в различных областях; биологическое действие радиоактивных излучений; поглощенная доза излучения; защита от излучений. Ряд этих сообщений могут сделать сами учащиеся.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 81/11. Открытие нейтрона. Состав ядра атома.
Основное содержание учебного материала. Искусственное превращение атомных ядер. Исторические сведения по бомбардировке ядер атомов. Опыты Резерфорда. Открытие нейтрона, его основные свойства. Решение задач № 4 из упр. 10 и № 1179 – Рымкевич.
Демонстрации. Фрагмент «Открытие нейтрона» из кинофильма «Атом и атомное ядро».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 82/12. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.
Основное содержание учебного материала. Устойчивость атомных ядер. Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил, их зарядовая независимость. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Формула расчета энергии связи. Удельная энергия связи. Экспериментальная кривая зависимости удельной энергии связи от массового числа. Объяснение различной устойчивости ядер разных химических элементов. Решение задач типа:
УРОК 83/14. Ядерные реакции.
Основное содержание учебного материала. Понятие о ядерной реакции как о превращении атомных ядер при взаимодействии их с частицами (в том числе и с фотонами) или друг с другом. Условия протекания ядерных реакций. Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций. Ядерные реакции как средство исследования атомных ядер. Запись уравнений некоторых ядерных реакций. Решение задач № 1183–1187 – Рымкевич, а также такой: какие из частиц – протоны, электроны, нейтроны, альфа-частицы – считаются лучшими снарядами для разделения атома ядра? Почему?
Демонстрации. Фрагмент «Ядерные реакции» из кинофильма «том и атомное ядро».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 84/15. Энергетический выход ядерных реакций.
Основное содержание учебного материала. Понятие об энергетическом выходе ядерной реакции; его расчет. Два основных способа осуществления ядерных реакций с выделением энергии – деление тяжелых ядер и синтез легких ядер из еще более легких. Решение задач № 1192, 1193 – Рымкевич, а также типа:
УРОК 85/16. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа 1174, 1183, 1187 – Рымкевич. Самостоятельная работа с дидактическим материалом [4], № 1036Т1–1036Т6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 86/17. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.
Основное содержание учебного материала. Возможность использования реакции деления ядер тяжелых элементов для получения энергии. Понятие о ядерной энергетике. Механизм протекания реакции деления ядра. Понятие о цепной реакции. Коэффициент размножения нейтронов. Решение задач типа:
УРОК 87/18. Ядерный реактор.
Основное содержание учебного материала. Основные элементы ядерного реактора. Осуществление в нем управляемой реакции деления ядер. Критическая масса. Реакторы на быстрых нейтронах, их основное преимущество (воспроизведение ядерного горючего). Решение задач типа:
УРОК 88/19. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.
Основное содержание учебного материала. Термоядерные реакции, их энергетический выход. Проблема осуществления управляемой термоядерной реакции. Перспективы развития ядерной энергетики. Ядерное оружие. Борьба ученых за мирное использование атомной энергии.
Демонстрации. Кинофильм «Атомная энергетика».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 88'/19'. Этапы развития физики элементарных частиц.
Основное содержание учебного материала. Основные исторические этапы развития физики элементарных частиц: первый – от электрона до позитрона, второй – от позитрона до кварков, третий – от гипотезы о кварках до наших дней. Понятие об элементарных частицах. Их взаимные превращения. Самостоятельная работа учащихся с таблицей V ([**], с. 51).
На дом. § 93.
УРОК 88"/19". Открытие позитрона. Античастицы.
Основное содержание учебного материала. Аннигиляция. Понятие об античастицах. Открытие позитрона. Взаимные превращения частиц и квантов электромагнитного поля, подчинение этих превращений законам сохранения. Классификация элементарных частиц. Понятие о кварках. Работа учащихся [21], с. 178, 179. Решение задач №1184, 1185 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
УРОК 89/20. Повторительно-обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества».
Основное содержание учебного материала. Опытные основы физики атома и атомного ядра (опыты Резерфорда, исследование спектральных закономерностей и явления радиоактивности, изучение особенностей взаимодействия электронов и ядер в атомах и молекулах с квантами электромагнитного поля и с частицами вещества, определение энергии связи электронов с ядром и нуклеинов в ядре, изучение особенностей протекания ядерных реакций и процессов распада элементарных частиц). Экспериментальные методы исследования структуры вещества (создание потоков частиц высоких энергий, регистрация ионизирующего и фотохимического действия элементарных частиц). Ядерная модель атома. Протонно-нейтронная модель ядра. Элементарные частицы. Подчиненность характера движения и особенностей взаимодействия элементарных частиц законам квантовой механики. Взаимные превращения частиц и квантов электромагнитного поля. Решение задач № 1173, 1175, 1183, 1199, 1207 – Рымкевич и типа:
|
Рисунок M.2.2.1 |
|
Рисунок M.2.2.2 |
|
Рисунок M.2.2.3 |
УРОК 90/21. Контрольная работа «Световые кванты. Атом и атомное ядро».
Основные знания и умения.
Знать модель атома Резерфорда, квантовые постулаты Бора; виды радиоактивных излучений (альфа-, бета-, гамма-), их физическую природу и свойства; закон радиоактивного распада, состав ядра атома.
Уметь объяснять происхождение линейчатого спектра, устройство и принцип действия экспериментальных устройств для регистрации заряженных частиц (счетчики, камеры, фотоэмульсии); определять характеристики заряженных частиц по их трекам; использовать изученный теоретический материал для объяснения выделения энергии при реакциях распада и синтеза ядер; составлять уравнения ядерных реакций; объяснять принцип действия ядерного реактора; иметь представление об элементарных частицах и кварках.
УРОКИ 91, 92. Современная физическая картина мира.
Основное содержание учебного материала. Понятие о физической картине мира. Этапы развития физики: становление механической, электродинамической и квантово-полевой картин мира. Основные теории и законы, их образующие. Современная физическая картина мира. Иллюстрации единства мира, безграничности научного процесса познания на примерах современной физической картины мира.
УРОК 93. Физика и научно-техническая революция.
Методическое указание. Этот материал может быть включен в учебный процесс по усмотрению учителя только за счет резерва времени, предусмотренного программой.
Основное содержание учебного материала. Взаимосвязь физической науки и научно-технической революции. Роль физики в развитии главных направлений научно-технического прогресса: энергетики, механизации и автоматизации производства, электронно-вычислительной техники, получении материалов с заданными свойствами.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
УРОКИ 94–103. Лабораторный практикум.
Методическое указание. Шестичасовой физпрактикум, предусмотренный программой, не в состоянии обеспечить должным образом выполнение практической части программы по физике 11-го класса. В связи с этим мы рекомендуем 10 ч, т. е. по крайней мере 5 двухчасовых работ из перечня, согласно программе. Из-за отсутствия необходимого физического оборудования на физпрактикум также могут быть вынесены все одночасовые лабораторные работы, приведенные в программе 1990–1996 гг. изданий – в круглых скобках.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
УРОКИ 104/1–136/33. Резервное время. Повторение. Контрольная работа.
Главная Новости Доступ к бесплатным урокам |
|||||
|
|||||
|